В ЗАСТАВКЕ: Двуязычная бактрийская драхма с изображением Менандра I, ок. 160-155 до н.э. Серебро. Аверс: бюст царя в повороте вправо с греческой легендой BAΣIΛEYΩΣ ΣΩTHPOΣ MENANΔPOY. Реверс: Афина Алкидем ("защитница народа"), сражающаяся в повороте влево, в шлеме и накидке, держащая в левой руке щит, украшенный эгидой, и наносящая удар молнией в правой руке; сзади монограмма. Дата публикации в Сети: Дата 3 января 2014.
Достаточно обширная для наследия Бактрии иконография монет Менандра скорее греко-македонская, нежели буддистская. Тем не менее, внимание привлекает одна монетная серия, выполненная по индийским канонам — на их лицевой стороне помещено колесо дхармы на восьми спицах — символ буддистского учения о пути просветления.
__________________________________________
Менандр I/Μένανδρος или Милинда, индо-греческий царь Бактрии, правивший в 165-130 года до н. э.
Родившийся, по всей видимости в Александрии Кавказской в Паропамисадах, у подножия Гиндукуша, человек знаного эллинского происхождения, Менандр первоначально служил полководцем царя Деметрия, возможно, даже исполнял обязанности наместника одной из частей обширного бактрийского царства.
Предполагают, что женой М. была
Агафоклея, (предположительно) дочь Деметрия, впоследствии регентша при своём вступившем на престол малолетним сыне
Стратоне.
Власть М. распространялась не на всю территорию Бактрии, а охватывала, как считают,
лишь Арахозию, Гедросию и Гандхару. Из-за столкновения с соперниками, ему приходилось даже временно переносить столицу государства.
Воинственный и агрессивный Менандр проводил походы в долину Инда, один из таких походов против царя из династии Шунда, описанный Страбоном, был особенно масштабным и сопровождался захватом нескольких городов и даже осадой индийской столицы Паталипутры, но закончился довольно бесславно: вынужденный повернуть домой из-за вторжения в его владения царя
Евкратида, конница Менандра на берегу р. Синдха потерпела поражение в бою с войском настигшего её индийского царя Васумитры.
"Менандр управлял своим царством посредством «
ионаков» — олигархии греко-македонского и балканского происхождения. Опорой его армии были боевые слоны, фаланга, боевые колесницы, гетайры, а также метательные машины".
К концу его долгого правления Бактрия сделалась жертвой экспансии кочевых племён, а после смерти вскоре распалась...
От времён правления этого царя, приязненно и покровительственно относившегося к буддизму, сохранился знаменитый трактат
«Милинда-панха»*, "повествующий о беседе Менандра (Милинды) с буддийским монахом
Нагасеной, потрясшим царя нестандартностью и глубиной мышления. До этого Менандр долгое время искал подходящего собеседника, однако каждый из тех, кто желал вступить в диалог, не казался царю равным с точки зрения философского уровня. По ходу беседы Менандр задает монаху множество разнообразных вопросов. Нагасена же, проявляя крайнюю степень мудрости, отвечает на каверзные вопросы. Текст трактата сохранился в двух вариантах: паллийском (пространном) и китайском (кратком). Создание основного текста «Вопросов Милинды» относится к 100 г . до н. э."
Примечательно, что когда смерти Менандра его государство распалось и было поглощено пришедшими с севера
кочевниками-саками, сам царь, по свидетельству Плутарха, признавался населяющими просторы его былого государства
архатом, прах его почитался как реликвия, будучи разделённым и помещённым в ступы в 7 городах Бактрии.
* см. документ в формате PDF
The Debate of King Milinda (англ. яз.).