В ЗАСТАВКЕ: Натюрморт с афошками и чеками 335-го Отдельного вертолётного полка, Джелалбад, личное собрание Олега Борисова, 181 МСП
© Архив Олега Борисова. Размещено с любезного разрешения администрации сайта Клуб 181 полка.
Фото О. Борисова невольно отсылает к излюбленному некогда жанру живописи - т. н "обманкам". Для сравнения размещаю две картины работы Г. Н. Теплова:
Г. Н. Теплов,
“Натюрморт с попугаем”, 1737, (Государственный музей керамики, усадьба Кусково) [1280 x 1600 пикс., 1718 Кб].
и
Натюрморт с часами и морским пейзажем, 1737 года (Государственный музей керамики, усадьба Кусково) [1349 x 1600 пикс., 1866 Кб].
...С помощью ясных, четких линий, переходящих в мягкие, плавные контуры, легких, прозрачных теней, тонких цветовых нюансов художник показывает разнообразные предметы, развешанные на дощатой стене. Виртуозно передана древесина, голубоватые, розовые, желтоватые оттенки которой помогают создать почти реальное ощущение свежего запаха только что выструганного дерева, показать фактуру предметов, словно перенесенных на холст из реальной действительности. В отличие от голландских натюрмортов, где вещи, поглощенные световой средой, изображены в единстве с ней, в картинах русских мастеров предметы, выписанные очень тщательно, даже мелочно, живут как бы сами по себе, вне зависимости от окружающего пространства... Жанры ещё не разграничены, критерии понимания и трактовки смыслов тесно сплетены и не всегда понимаешь, где кончается рационализм и начинается аллегория. Бурный и куртуазный XVIII век... Для знатного человека или художника "с положением" увлечение живописью в те времена - всего лишь причуда или способ занять досуг. Так и для Теплова, человека циничного, холодного, лишённого восторженности, завистливого, мелкого, мстительного до жестокости, бесчувственного, когда это способно принести выгоду и, вместе, не чуждого театрального эффекта, натуры тонко чувствующей, композитора и поэта, на обороте листа с виршами о зимней дороге способного тут же, отвлекшись на минуту, записать пришедший на ум удачный, хлёсткий оборот, который хорошо бы вставить в завтрашний донос на адъюнкта Ломоносова...
Обратите также внимание на одно из основных правил задаваемых вкусом и стилем эпохи: парность предметов. Даже если какой-то предмет отстутвует, на картине имеется намёк на его изначальное наличие или на предмет, равноувешивающий композицю.
Расшифоровывать значение Натюрморта Олега Борисова оставлю знатокам.
* www.lh4.ggpht.com