В ЗАСТАВКЕ: плакат حزب و مردم با هم ا ند/Партия и народ - едины!, выполненный в начальный период афганской "революции" - господства партийной фракции "Хальк" (خلق - «Народ»), при этом единство трактуется с явным перевесом в пользу партии власти: партийный флаг НДПА занимает ровно половину пространства плаката, а государственный флаг ДРА (образца 1979-1987), много меньше партийного, и хотя возвышается над всеми остальными "малыми флагами" (
различных институций кабульского режима), даже визуально воспримается как нечто не столь важное и едва ли не факультативное.
Композиция плаката и его стилистика настолько советские, что вопроса относительно страны-изготовителя этого пропагандистского изделия не возникает. А вот фамилия автора плаката мне неизвестна.
Примечательно, что при всей своей заданности плакат отражает самое слабое звено власти НДПА: неспособность (да и невозможность) достичь этого самого единства народа c партией (на штампованном языке советской пропаганды этот процесс назывался "национальная консолидация" (1986*), "Национальное примирение" (с 1987, термин, как считается, придуманный главным партийным куратором НДПА т. В.П. Поляничко**) и т.п.
После безобразий коммунистической власти халькистов-парчамистов в 1978-85 годы никакое "примирение" было уже в принципе невозможно. Некоторое время его удавалось с разной степенью успешности имитировать, но сразу же после вывода советских войск - единственного гаранта пресловутого "единства " афганского народа и НДПА, попытки партии Наджипов-Кармалей единяться с народом окончательно оказались обречёнными на провал. Не помогло и спешное переименование Народно-Демократической Партии/حزب دموکراتيک خلق افغانستان в Партию Родины/حزب وطن/Хэзб-и Ватан.
А через четыре месяца после распада СССР рухнула и власть НДПА/«Ватан».
* сравните слова Горбачёва, сказанные им в достаточно узком кругу в 1986 году,когда у него в голове уже созрела и перезрела идея заменить тов. Кармаля на тов. Наджипа: "Основная причина того, что до сих пор не произошло национальной консолидации, заключается в том, что товарищ Кармаль надеется и дальше сидеть в Кабуле с нашей помощью" (Kakar, Mohammad. Afghanistan. University of California Press, 1997).
**Виктор Петрович ПОЛЯНИЧКО [9.3.1937, Ростов-на-Дону - 1.8.1993, с. Тарское, Пригородный р-н, Сев. Осетия], высокопоставленный партийно-комсомольский функционер и партийный пропагандист, первый секретарь Орского (1959-64) и Челябинского (1965-71) горкома и обкома ВЛКСМ, секретарствовавший позднее в Челябинском (1972) и Оренбургском (1072-78) обкомах КПСС, зав. сектором пропаганды ЦК КПСС (1978-85).
Политический советник ЦК КПСС при Политбюро ЦК НДПА (опекавший Кармаля и Наджипа, в 1985-88 годах).
Считается одним из разработчиков "политики национального примирения" в Демократической Республике Афганистан.
В 1990 году в Ленинграде получила распространение анонимная антисоветская листовка с текстом довольно ядовитой сатиры
«Наврод и Парсия», как впоследствии оказалось, принадлежащей перу известного литератора и кино-сценариста
Александра Ник. Житинскаго (1941-2012).
Текст листовки был стилизован одновременно под псевдо-народную сказку в духе Лескова и привычное словоблудие какого-нибудь отдела пропаганды при обкоме КПСС , в сказке высмеивалась трудная семейная жизнь властолюбивой кулачницы Парсии и её мужа-приживалы Наврода, тяготяшегося браком с давно опостылевшей женой и мечтающим о водке, топоре и о приходе компитализма.
Компитализм не замедлил приехать. И сказка стала былью.
Только вскоре выяснилось, что многолетние работники отделов Парсии, отставные брежневские пионервожатые и комсомольские вожди времён горбачизма недурно пристроились при компитализме, сделавшись и сами заядлыми компиталистами, а некоторые из них родителями миллиардеров и миллионерок, а с дурачиной Навродом всё оказалось много сложнее.