В ЗАСТАВКЕ: Женская фигура в пеплосе и гиматионе, Ай-Ханум в районе Дашти-Кала пров. Тахар, Национальный музей Афганистана, Кабул, музейный инвентарный номер 2-33-81.
Несмотря на утраты скульптуры, судя по парадности одеяния и торжественности позы, можно предположить, что перед нами храмовая статуя богини.
Фигура изображена в
пеплосе/ πέπλος, женской верхней одежде из лёгкой ткани (иногда шерсти) без рукавов, которая надевалась поверх хитона-туники оставляя открытыми руки (отсюда один из поэтических прозвищ гречанок классической эпохи - лефколеной/"белорукие"). Пеплос ниспадал в складках до самых пят. Под грудью пеплос перехвачен узким ремешком
ζώνη/зони.
Пеплос ко временам эллинизма являлся уже несколько архаической одеждой, сохраняя по прежнему функции ритуальных одеяний.
Так, в Афинах за девять месяцев до проведения празднеств Панафиней, специально отобранные молодые женщины и девушки под присмотром жриц богини, начинали ткать ритуальный пеплос, который при открытии торжеств и спортивных игр, посвящённых победе богов в битве с гигантами (Афина была участницей этого побоища), после шествия по улицам города, надевали на колоссальную статую Афины в посвящённом ей храме на Акрополе.
Пеплосы окрашивали в пурпурный и шафранно-жёлтый цвета. Известно, что именно в пурпурный пеплос была завернута золотая урна с прахом погибшего при осаде Трои Гектора:
καὶ τά γε χρυσείην ἐς λάρνακα θῆκαν ἑλόντες,
πορφυρέοις πέπλοισι καλύψαντες μαλακοῖσιν.
Прах драгоценный собравши, в ковчег золотой положили,
Тонким обвивши покровом, блистающим пурпуром свежим.
Ἰλιάς/ 24, Ῥαψωδία Ω Песнь двадцать четвертая. Выкуп Гектора, 24: 975-76, в переводе Н. И. Гнедича, 1829
Правая рука статуи не сохранилась, а левая, положенная на квадратный в сечении столб с ионической капителью, на уровне бёдер поддерживает свёрнутый
гиматий - ἱμάτιον/ букв. "накидка" у античн. греков так назывался род плаща, предмета верхней одежды в виде прямоугольного куска ткани длинной до 2 метров; надевался он обычно поверх хитона, представлял собой отрез шерстяной ткани, который набрасывали со спины на левое плечо так, чтобы она закрывала левую руку и спадала вниз до трети. Оставшиеся две трети пропускали под правой рукой, оборачивая тело спереди, а затем закидывали остающийся конец через левое плечо назад.
Ионические и ложно-коринфские капители были характерны для архитектурного ордера
Александрии Оксианской. См., например, фотку, сделанную в годы, когда поблизости от законсервированных раскопок французской миссии П. Бернара дислоцировались наши ребятишки из ПВ КГБСССР (в/ч 2033):
ТУТ ТУТ ТУТ Номер по каталогу: 2-33-81, Сatalogue of the national Museum of afghanistan, 1931–1985 ISBN 978-92-3-104030-6 – © UNESCO 2006, p.29.
© UNESCO 2006
© Страницы истории Афганистана, 2020