В ЗАСТАВКЕ: Женская статуэтка. Ай Ханум, святилище Храма с уступчатыми нишами. 16.2Х3.4 cм, слоновая кость, резьба, следы красного и чёрного пигмента; прибл. сер. II в до н.э. - не поздн. сер. II в.н.э. Национальный музей Афганистана, Кабул.
Фигурка обнажённой женщины из Ай-Ханума, вырезанная из продолговатого фрагмента слоновьего бивня в характерном индийском стиле и весьма не типичная для корпуса находок Ай-Ханума, была обнаружена экспедицией Поля Бернара при раскопках Санктуария (святилища) в т.н. «Храме с уступчатыми нишами».
Стилистика резьбы, с её жёсткой симметрией, стилизацией, негабаритностью деталей (например, головы) и почти кукольным видом, дисгармонирует с классическими эллинистическими нормами. Скорее, он представляет образ, традиционный для варварского мира, может быть, представляя собой персонификацию женского плодородия.
Мы видим достаточно пухлый корпус, жёстко поставленные колоннообразные ноги, почти только намеченные вертикальной гравировкой.
На некоторых частях тела сохраняются следы пигментов: красной и чёрной краски; руки фигурки были съёмными (в плечах имеются отверстия, в которые они прежде вставлялись): приём нередкий в культовой и донаторской скульптуре Древнего Востока.
Предположительно, этот объект, созданный в местных мастерских, резчиком специализирующимся на кости и слоновой кости, и создававший объекты для удовлетворения вкусов негреческого населения города.
фото: 100event.com, 女性雕像. 阿伊哈努姆,神庙遗址,圣所. 公元前145年以前. 骨. 16.2*3.4cm.
По мнению специалистов Кабульского музея "статуя не представляет никакой известной классической богини или конкретного божества, которую мы могли бы идентифицировать. Мы точно не знаем, как использовался этот об'ект.
Его относительно небольшие размеры предполагают, что скульптура могла принадлежать частому лицу или семье, которые ценили её за свои ассоциации с плодовитостью. В фигурке подчеркивается нижняя часть живота и половые органы женщины, что указывает на связь с плодородием.
В отличие от южноазиатских моделей, ее грудь не особо подчёркивается, а положение фигуры очень статично, подразумевая, что модель для этого конкретного изображения имеет местный корни, и не связанна с индийскими образцами, таким, например, как многие другие работы резьбы по кости и слоновой кости, хранящиеся в Музее" (имеются в виду памятники резной кости из Беграма - baktria).
Тем не менее, изображение имеет
бинди (букв. "капля" (хинди), точку в центре лба, разновидность
тилаки или «третий глаз»; и первоначально имело съёмные украшения, роднящие фигурку с традиционными индийскими моделями.
Ноги "богини" покоятся на небольшом пьедестале имющий сквозной продольный вырезной паз, видимо, использовавшийся для закрепления фигурки. В Ай-Хануме было найдено много таких миниатюрных "табуретов", вырезанных из камня. Возможно, они служили миниатюрными алтарями в святилищах и частных домах, хотя типы объектов, которые они представляют, в точности неизвестны.
Фото и описание памятника в каталоге НМА (ЮНЕСКО,2006): Local fertility goddess with movable joints. (Three views.)
He.p. AK. T. 68. 22.
Exc. no. 1245.
K. M. inv. no. 14-33-81.
H 0.162.
Painted bone.
Bibl: MDAFA, XXVII, pl. V, no. 31; L.N.
© Catalogue of the National Museum of Afghanistan /Unesco, 2006
© Asian Art Museum Education Department
© Страницы истории Афганистана, 2020