Приветствую Вас Гость!
Суббота, 23.11.2024, 11:11
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

Ай Ханум [50] BACTRIAN IDOLS [9] Клад Окса [24] Тахти Сангин [8]
Тепе Заргаран (Балх) [1] Термез [17] Тилля Тепе [51]

Главная » Фотоальбом » АРХЕОЛОГИЯ » Ай Ханум » ДЕЛЬФИН ИЗ АЙ-ХАНУМА

ДЕЛЬФИН ИЗ АЙ-ХАНУМА

художественно оформленный слив для воды из Ай-Ханума/ آی خانم (Александрия-на-Оксе/Ἀλεξάνδρεια ἡ ἐπὶ τοῦ Ὄξου, ныне поселение близ Дашти-Кала, пров. Тахар у слияния Вахша и Пянджа) в виде протомы головы дельфина. Известняк, высота 0.285, длина 0.60.; собрание Национального музея Афганистана, Кабул, инв. номер 6-33-81. Фото: Каталог NMA, 1931-85, © Unesco, 2006
410 1 5.0

Добавлено 22.07.2020 baktria

Всего комментариев: 1
0  
1 baktria   (22.07.2020 16:25) [Материал]
В ЗАСТАВКЕ: Художественно оформленный слив для воды из Ай-Ханума/ آی خانم (Александрия-на-Оксе/Ἀλεξάνδρεια ἡ ἐπὶ τοῦ Ὄξου, ныне поселение близ Дашти-Кала, пров. Тахар у слияния Вахша и Пянджа) в виде протомы головы дельфина. Известняк, высота 0.285, длина 0.60.; собрание Национального музея Афганистана, Кабул, инв. номер 6-33-81. Фото: Каталог NMA, 1931-85, © Unesco, 2006.

Это морское животное в античную эпоху трактовалось одним из атрибутов Нептуна и другом людей. Упоминания дельфинов встречаются в трудах Эзопа, Геродота, Аристофана, Плиния Старшего и многих других авторов античности.

Сразу несколько греческих и латинских городов и колоний включало изображение этого животного на аверсы и реверсы монет своих полисов.

Мотив, по которому его образ использован в оформлении городского фонтана вполне прозрачен: связанный с водной стихией дельфин был уместен даже на площади далёкой от морей Александрии Оксийской.



Слив является фрагментом общественного фонтана, устроенного в 50 метрах к северу от городского гимнасия на площадке, расположенной параллельно современному руслу Пянджа. На руинах П-образной постройки, ещё в древности сильно разрушенной периодическими разливами реки*, были обнаружены следы двух из трёх стен постройки, искусственной вымостки и три выполненных из известняка слива, оформленные в виде протом двух животных: дельфина и собаки (мастиффа), а так же комической маски актёра, которая идентифицируется как "маска повара" (П.Бернар) или "головы Силена-Ахелоя" (И.Пичикян).

Поль Бернар, говоря о фонтане Ай-Ханума, писал, что он, "вместе с гимнасием и театром, соответствовал исконно греческим архитектурным представлениям о том" каков должен быть обязательный для греческого полиса набор архитектурных общественных атрибутов, подобающим статусу города.

Недаром греческий автор II века Павсаний пишет, упоминая один из маленьких элладских городков: "Фокейские Панопеи нельзя назвать городом, потому что там нет ни правительственных зданий, ни гимнасия, ни театра, ни агоры, ни даже воды, текущей из фонтана" (Paus, «Описание Эллады» Х, 4, 1).

Ко времени эллинизма фонтаны греческих полисов сделались не только утилитарными, но и декоративными элементами городского ландшафта, подчёркивающими богатство и влияние общины, своего рода "источником наслаждения или предмета роскоши" (Patrick Bowe, The origin and development of the ancient Greek fountain, Studies in the History of Gardens & Designed Landscapes, р. 27).

Так, Аполлоний Родосский, писатель начала III века до нашей эры, в порыве фантазии представляет себе фонтан (приличествующие городу) с четырьмя сливами, один из которых фонтанирует молоком, второй вином, ещё один - ароматным маслом и четвертый - водой, которая в тёплое время года была холодной, а зимой - подогревалась (Apollonius Rhodius, Argonautica, III, p. 215).

* весенний подъём воды Пянджа иногда на 10 метров над ординаром, характерен для половодий этого участка течения реки и в наши дни.

Фото и описание экспоната по Каталогу NMA (2006, p. 41):

Spout in the form of a dolphin head.
He.p. AK. F. 79. 3.
K. M. inv. no. 6-33-81.
H 0.285, L 0.60.
Limestone.
Bibl: CRAI, 1976, fig. 16; MDAFA, XXIX, figs 93–96; photograph, DAFA 19289; L.N. 41.

Catalogue of the National Museum of Afghanistan, 1931–1985 – ISBN 978-92-3-104030-6 – © Unesco, 2006

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]