Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 23.06.2025, 07:14
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

БАМИАН [52] КАРА-ТЕПЕ (Термез) [3] САМАНГАН (Айбак) [1] СУРХ-КОТАЛ [6]
ФАЯЗ-ТЕПЕ (Термез) [5] VARIOUS STATUES [79]

Главная » Фотоальбом » ПАМЯТНИКИ БУДДИЗМА » VARIOUS STATUES » ПОДАТЕЛЬ БЛАГА

ПОДАТЕЛЬ БЛАГА

Будда Ратнасамбхава, восседающий на лотосовом троне с донаторской надписью*, латунь позолоченная, инкрустация серебром и медью, выс. 24,4 см/шир. 15,2 см/объёмн. глубина 8,9 см, ок. 600 года, королевство Гилгит (территория севера нынешнего Пакистана), Metropolitan Museum of Art, собрание в Нью-Йорке (скан фото и описание сайта музея etmuseum.org, стр. 76445)
64 1 0.0

Добавлено 05.04.2025 baktria

Всего комментариев: 1
0  
1 baktria   (05.04.2025 10:44) [Материал]
В ЗАСТАВКЕ: Будда Ратнасамбхава, восседающий на лотосовом троне с донаторской надписью*, латунь позолоченная, инкрустация серебром и медью, выс. 24,4 см/шир. 15,2 см/объёмн. глубина 8,9 см, ок. 600 года, королевство Гилгит (территория севера нынешнего Пакистана), Metropolitan Museum of Art, собрание в Нью-Йорке (скан фото и описание сайта музея etmuseum.org, стр. 76445).



Датируется по надписи, выполненной на санскрите и нанесённой на переднюю панель трона: «Ом. Это благочестивый дар. Этот благочестивый дар был заказан Шри Парамадеви [Высшей королевой] Мангалахамсикой» (перевод О. фон Хинубера), из которой следует, что отливка выполнена в качестве приношения храму или монастырю старшей женой короля Ваджрадитайянанди (правил Гилгитом около 600 г. н.э. в т.н. "период Патола Шахи").

________________________________

* Добавлю несколько слов от себя: перед нами Будда Ратнасамбхава - один из 5 Будд Ваджраяны, являющий собой и символизирующий скандху ведана, т.е. чистые чувства, ощущения без эмоций, т.е. полный покой, который для нас по слову поэта - только снится.

Левая рука Просветлённого полусогнута и протянута по направлению к зрителю, развёрнутые вверх пальцы её так же полусогнуты. Правая рука божества лежит на колене подогнутой ноги, опущена вниз и повёрнута ладонью наружу в жесте дарования милосердия или благословения (один из вариантов т.н. Варада мудра): в более поздних изображениях Будды такое положение руки характерно для стоящих фигур, но перед нами одна из трёх наиболее древних статуй Гилгита, известных в настоящее время.

По сторонам трона мы видим миниатюрные фигурки львов, частых спутников Будды, символизирующих царственную силу и защиту, их иконография в этой отливки уже весьма напоминает то, во что эти существа превратятся в соседнем Китае (в Европе их часто называли «собаками фу»). Это защитники не столько телесного Будды, сколько его Закона и заповедей (от людей и демонов) и проявляющие собой духовное рвение в постижении истины и стремления к просветлению.

Приобретённая первым своим владельцем в Кабуле (вероятно, в подарок супруге), латунная древность из VII века за последующие сорок с лишним лет несколько раз поменяла владельца, пока путём обмена не попала в 2011 году в коллекцию всемирно известного музея.

Ряд районов Афганистана (вплоть до побережья Окса на севере страны и до иранской границы на западе) и северные районы Пакистана - представляют собой настоящий затонувший в VII-VIII материк буддисткой культуры, из песков на дне которого нередко поднимают на поверхность в том числе и храмовую скульптуру (каменную и металлическую).

Огромное количество статуй и предметов культа, найденных в этих местах европейскими путешественниками двух последних веков, профессиональными археологами и чёрными копателями, обнаруженные случайными находками, а в некоторых случаях - украденные и вывезенные под полой, рассеяно ныне по всей планете - от стран Южной Америки до государств Сев. Африки и Японии.

В некоторых случаях маршруты странствования этих предметов буддистской старины по странам и народам столь причудливы, что сами по себе представляют отдельный интерес.

Так обширная и первоклассная коллекция собрания индуистской и буддисткой скульптуры и рельефов, высеченных из массивных и тяжеленных каменных блоков, хранившаяся в Берлинском Музее народонаселения и происходящая с просторов современных Афганистана и Пакистана, в мае 1945 года была погружена на армейскую авиацию и доставлены в Ленинград, где полвека пролежали в запасниках, недоступные (как предметы под статусом "перемещённых ценностей") глазу зрителей. В настоящее время часть этого собрания выставляется (к сожалению, из за недостатка площадей и смотрителей лишь частично и достаточно неудобно).

Когда я однажды (в середине 90ых годов, кажется) случайно заглянул в тесный маленький зал на самых задворках отдела Индии и увидел эти скульптуры и рельефы, я ахнул от изумления.

[color=blue][i]© etmuseum.org, 2025
© Страницы истории Афганистана, 5.4.2025
[/i][/color]

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]