В ЗАСТАВКЕ: Будда Ратнасамбхава, восседающий на лотосовом троне с донаторской надписью
*, латунь позолоченная, инкрустация серебром и медью, выс. 24,4 см/шир. 15,2 см/объёмн. глубина 8,9 см, ок. 600 года, королевство Гилгит (территория севера нынешнего Пакистана), Metropolitan Museum of Art, собрание в Нью-Йорке (скан фото и описание сайта музея
etmuseum.org, стр. 76445).
Датируется по надписи, выполненной на санскрите и нанесённой на переднюю панель трона: «Ом. Это благочестивый дар. Этот благочестивый дар был заказан Шри Парамадеви [Высшей королевой] Мангалахамсикой» (перевод О. фон Хинубера), из которой следует, что отливка выполнена в качестве приношения храму или монастырю старшей женой короля Ваджрадитайянанди (правил Гилгитом около 600 г. н.э. в т.н. "период Патола Шахи").
________________________________
* Добавлю несколько слов от себя: перед нами
Будда Ратнасамбхава - один из
5 Будд Ваджраяны, являющий собой и символизирующий
скандху ведана, т.е. чистые чувства, ощущения без эмоций, т.е. полный покой, который для нас по слову поэта - только снится.
Левая рука Просветлённого полусогнута и протянута по направлению к зрителю, развёрнутые вверх пальцы её так же полусогнуты. Правая рука божества лежит на колене подогнутой ноги, опущена вниз и повёрнута ладонью наружу в жесте дарования милосердия или благословения (один из вариантов т.н. Варада мудра): в более поздних изображениях Будды такое положение руки характерно для стоящих фигур, но перед нами одна из трёх наиболее древних статуй Гилгита, известных в настоящее время.
По сторонам трона мы видим миниатюрные фигурки львов, частых спутников Будды, символизирующих царственную силу и защиту, их иконография в этой отливки уже весьма напоминает то, во что эти существа превратятся в соседнем Китае (в Европе их часто называли «собаками фу»). Это защитники не столько телесного Будды, сколько его Закона и заповедей (от людей и демонов) и проявляющие собой духовное рвение в постижении истины и стремления к просветлению.
Приобретённая первым своим владельцем в Кабуле (вероятно, в подарок супруге), латунная древность из VII века за последующие сорок с лишним лет несколько раз поменяла владельца, пока путём обмена не попала в 2011 году в коллекцию всемирно известного музея.
Ряд районов Афганистана (вплоть до побережья Окса на севере страны и до иранской границы на западе) и северные районы Пакистана - представляют собой настоящий затонувший в VII-VIII материк буддисткой культуры, из песков на дне которого нередко поднимают на поверхность в том числе и храмовую скульптуру (каменную и металлическую).
Огромное количество статуй и предметов культа, найденных в этих местах европейскими путешественниками двух последних веков, профессиональными археологами и чёрными копателями, обнаруженные случайными находками, а в некоторых случаях - украденные и вывезенные под полой, рассеяно ныне по всей планете - от стран Южной Америки до государств Сев. Африки и Японии.
В некоторых случаях маршруты странствования этих предметов буддистской старины по странам и народам столь причудливы, что сами по себе представляют отдельный интерес.
Так обширная и первоклассная коллекция собрания индуистской и буддисткой скульптуры и рельефов, высеченных из массивных и тяжеленных каменных блоков, хранившаяся в Берлинском Музее народонаселения и происходящая с просторов современных Афганистана и Пакистана, в мае 1945 года была погружена на армейскую авиацию и доставлены в Ленинград, где полвека пролежали в запасниках, недоступные (как предметы под статусом "перемещённых ценностей") глазу зрителей. В настоящее время часть этого собрания выставляется (к сожалению, из за недостатка площадей и смотрителей лишь частично и достаточно неудобно).
Когда я однажды (в середине 90ых годов, кажется) случайно заглянул в тесный маленький зал на самых задворках отдела Индии и увидел эти скульптуры и рельефы, я ахнул от изумления.
[color=blue][i]© etmuseum.org, 2025
© Страницы истории Афганистана, 5.4.2025[/i][/color]