В ЗАСТАВКЕ: Невыставляемая в экспозиции красивая вещь из Метрополитен Музеума в Нью-Йорке. Человеко-Лев Нарасимха
*, одно из воплощений гневливого божества Вишну, высеченный из прочного доломитового известняка, со следами гипсовой отделки и полихромом, нанесёнными в древности, скорей всего, при вырубке скульптуры в VII-VIII вв. н.э. Размеры: выс.72,4 см; шир. 9 22,9 см; D. глубина объёма 22,9 см. Дар к юбилею музея гг. Оскара Л. Тана и Агнес Су-Тан.
Может быть, положив гривастую голову на могучие руки, сложенные на боевой дубинке, он смотрит на арабов, галопом приближающихся с саблями наголо к миру Индостана и думает себе... чтобы с ними такое сотворить?
Его диадему украшают полумесяц и медальон с драгоценными камнями - частый мотив индуистской и буддистской скульптуры пространства Кашмира, принесённый из его сердца - долины Чамба.
Искусствоведы усматривают в этой фигуре отголоски сильного влияния искусства сасанидского Ирана, в ту переходную эпоху, на очередном сломе эпох, когда север Индостана сотрясала междоусобная распря за императорский трон представителей династий Гупта и Ватака, культ и образ царственного льва проник в маленькие индийские королевства на территории нынешних Афганистана и Пакистана.
______________________________
* образ демона полу-антропоморфного, полу-анималистического (нара - человек, симха - лев), свирепого и в схватке с демонами столь неудержимого и безоглядного, что готов разрушить мир, лишь бы он не достался злу, явно поставил бы в тупик дедушку Корнея Чуйковскаго, который обожал наделять зверей человеческими качествами.