В ЗАСТАВКЕ: Авалокитешвара, сидящий на престоле, белый мрамор, Хайр Хана близ Кабула, VI-VII вв. н.э. Музей Гиме, Париж, инв. N. МА 8151.
Этот Авалокитешвара, имя которого означает "Повелитель милостиво взирающий", являет нам одну из бесчисленных эманаций Божества, образ чрезвычайно почитаемый в Кушанскую эпоху тюрков-кочевников, осевших на плодородную землю Индостана.
Это божество высеченное из блока великолепного белого искрящегося мрамора, создано перед самым приходом с Запада арапов с раздвоенным мечом Ислама, истребивших на земле Гандхары языческие культы и водворивших там Единоверие.
Конные воины сокрушали идолы и низвергали их наземь, отрубая им руки и обезглавливая, в благородной ярости защитников истинной веры в мелкие осколки и крошево разбивая ударами кувалд безбожные лица.
Такими их и находят в земле и песках много столетий спустя.
Этот памятник происходит из индуистского храма в северных окрестностях современного Кабула и, скорее всего, привезён туда из Индии, где и зародился культ Милостивого и очень гневного владыки, взирающего на этот несовершенный мир, который он не желает совершенствовать, принимая его таким, каким он есть и освобождая от страданий лишь избранных, готовых следовать за Ним.
Авалокитешвара властен воплощаться в чужие божества, ходить по земле человеком, являться людям с 11ю лицами, с шестью руками, а если их у него только две, то в правой он держит хрустальные чётки, шесть раз произнеся над человеком мантру "он мани падме хум", Милостивый может освободить его от сансары.
В нашем случае у божества, увы, рука с чётками отсечена.
В левой руке его извивается стебель синего лотоса с двумя расцветшими бутонами (символами прошлого и будущего), а самый цветок символизирует сострадание и безупречность мотивации божества.
Брахманистский индуистский комплекс Хайр Хана (датируется он 608-630 годами нашей эры) раскопан во второй пол. 1930-х годов французским евреем
Джозефом Акканом (1886-1941)
*. За год до Мировой войны подарком короля водворился он в Лувре.
Какие только двунадесятые языки ни приходили на землю Афганистана за последние пару с половиной тысячелетий! И всем им самим последовательно и неизменно приходила хана. В лучшем случае они ассимилировались, смешивались с местным населением, поглощались этим тугим и вязким горячим воздухом, напоенным Буддами и Ганешами, духами долин и речушек и Словом Пророка. Чаще местные просто убивали пришельцев.
В годы интернациональной помощи в Хайр Хана (в "Тёплом стане") дислоцировался 181-й мотострелковый полк и ещё немало кто. Как-то весной 1981 г., копая траншею - отсюда и до обеда, наши ребятишки наткнулись на прекрасной сохранности мраморный памятник этой же, давно ушедшей в землю индуистской культуры. Мраморного мужика странного вида. Командование передало статую в Кабульский музей. Но об этом как-нибудь с следующий раз.
__________________________________
* вскоре погибшим под свинцовыми водами Северного моря, когда корабль идущий в Каир, на борту которого находились они с женой, был торпедирован германской подлодкой. Несмотря на короткую жизнь Аккан успел внести огромный вклад в изучение древностей Афганистана и, немалый - в дело Сопротивления нацизму. Он был из поколения Титанов.