В ЗАСТАВКЕ: Голова статуи Будды, II в. н.э. Серый сланец, Афганистан или Пакистан, Британский музей, Лондон; фото: Фотоархив Лессинга/Lessing photo archive.
Чрезвычайно ранний, но уже окончательно сложившийся иконографический тип. Статуя Будды вырублена в плотном, сложном для обработке материале и работа резчиков, работавших две тысячи лет назад, не может не восхищать великолепно найденными пропорциями, тонкостью и тщательностью отделки.
Великолепный образец гандхарского греко-индийского стиля, Просветлённый учением уже в вечности. Волнистые волосы, тщательно уложенные в пряди и покрывающие
ушнишу - выпуклость на макушке головы
*, волнистые, округлые линии: дуги бровей, кончика и крыльев носа, миндалевидные очертания глаз и губ, при этом нижняя губа показана несколько выпуклой и выступающей, овал подбородка и круглая урна
** над переносицей.
Полуопущенные веки над отрешённостью монументального лица и даже утраты, случившиеся, когда варвары, нахлынушие с Запада в VII веке, обезглавили эту статую "идола" и голова упав, лишилась ушей, лишь добавляют в облик Будды завершённости, заставляя зрителя сконцентрироваться на бесстрастном лике божества, равнодушного к утратам и потерям, к треволнением бренного и проходящего мира.
______________________________
* ушниша - обязательная деталь иконографического образа будд, своеобразная выпуклость на макушке головы, покрытая волосами, один из 32 двух «признаков» высшего существа, её наличие указывает на достижение Просветления.
** Урна - особая точка на лбу, «третий глаз» - символ духовной сущности и духовного видения, изображаемый на лбу божеств класса будд.
© Lessing photo archive
© Страницы истории Афганистана, 26.02.2023