В ЗАСТАВКЕ: Скульптурная композиция «Пограничник с собакой» Восточного вестибюля станции Московского метрополитена «Площадь Революции» (Арбатско-Покровская линия), открыта 13.03.1938, архитектор Ю. П. Зенкевич, инженер‑конструктор архитектурного проекта Н. А. Комаров, скульптор М. Г. Манизер. Глубина заложения станции - 34 метра.
АЛЕКСЕЙ ШИРОПАЕВ «Пограничник с собакой» Пёс пограничный – на вечных часах.
Рядом, при нём – пограничник, насупясь.
Он – приложенье. Овчарка – Анубис,
И не нуждается в проводниках.
Мнится, вот-вот же – и вспыхнут белки
Той белизной, как во мраке Египта.
Ведать не ведали большевики,
Что получилась не станция – крипта.
Умный народ их проект разгадал.
* Счастья у носа собачьего просит.
Отполирован померкший металл
До первозданности сталинской бронзы.
Пёс – как ручной, но в душе – крокодил.
Он улыбается нам, идиотам.
В темень он много вождей проводил.
Пёс предвкушает: черёд за народом.
* Стихотворение ничего себе, такая точка зрения, товарищи пограничники, тоже имеет право на существование. Вот только насчёт умного народа не соглашусь. Мне всегда думалось, что люди маниакально начищающие детали бронзовых памятников, не отличаются умом и сообразительностью. Ну, и общей культурой - тоже.
Товарищ Широпаев, на мой взгляд, интересный автор и публицист, хотя и грешит идеалистическими, чтобы не сказать - неославянофильскими представлениями о русской истории, всемерно выпячивая преимущества новгородской вольницы перед жёсткой абсолютистской. прогрессивной объединительной моделью Московского государства.
Восточный вестибюль станции по предложению скульптора
Матвея Манизера (1891-1966), будущего в-президента АХ СССР, украсили выполненными по его эскизам фигурными композициями на революционную тематику. Манизер, между прочим, автор многочисленных памятников Ленина, установленных в 1920-50-ые годы (в Петрозаводске, Кировске, Самаре, Минске, Ульяновске, Рязани, Йошкар-Оле, Москве, Лютерштадт-Айслебене и т.д.).
Пёс и в самом деле мордой и формой ушей напоминает древнеегипетского Анубиса.
В честь и память скульптора назван завод художественного литья «Монументскульптура» в его родном Петербурге-Ленинграде где были отлиты многие работы скульптора, в т.ч. и скульптурные композиции (76 фигур) этого заказа.
"Народная молва приписывает скульптурам станции «Площадь Революции» определённые магические свойства, в связи с чем постепенно сложились некоторые поверья (!). Например, если ранним утром потрогать флажок в руках у сигнальщика с «Марата», день будет удачным. Впоследствии такое же поверье сложилось и о нагане революционного матроса, поэтому его постоянно воруют. Студенты говорят, что верная примета сдать экзамен — потереть нос бронзового пса у «Пограничника с собакой»; в итоге носы и половина морды у всех собак натёрты до блеска, бронзовый слой истончился.
В результате таких суеверий многие скульптуры оказались под угрозой уничтожения; как отмечал координатор движения «Архнадзор» А. В. Можаев, обратившийся в начале 2014 года к руководству метрополитена и в Департамент культурного наследия с просьбой защитить скульптуры, в часы пик у каждого собачьего носа выстраивается очередь, и если раньше они просто блестели, то теперь утратили рельеф поверхности и начинают терять форму".