В ЗАСТАВКЕ: Агитационный плакат-листовка «О том, как пионер Сеня диверсанта провёл к нефтебазе», выполненный по тексту сводки Совинформбюро «Окна РОСТА»/«Боевой карандаш», автор: Н.Кочергин и Б.Тимофеев-Еропкин. Тираж - 10000. Размер - 36х51,5 см. Москва-Ленинград, полиграф. база: «Искусство», июль 1941 года.
Плакат обыгрывает реальный (может быть и вымышленный) сюжет: Сеня, сын начальника Житомирской
* электростанции, участвовал в цепи пионеров, прочесывавшей лесистую местность. В лесу он встретил неизвестного, который стал расспрашивать мальчика о расположении нефтебазы и паровозного депо. Пообещав незнакомцу показать дорогу к депо, Сеня привел диверсанта в расположение войск НКВД (Вечерняя сводка Совинформбюро за 2 июля 1941 года).
Сбился, мальчик, я с пути...
К нефтебазе как пройти?...
Диверсант фашистский зол:
Пионер его провёл.
Авторами агит-плаката являются два довольно известных в своё время человека:
Николай Михайлович КОЧЕРГИН (1897, СПб. — 1974, Москва), ленинградский художник, автор многочисленных иллюстраций к народным сказкам, в сфере наглядной агитации работал с начала 1920-ых годов.
Борис Николаевич ТИМОФЕЕВ-ЕРОПКИН (1899, Москва — 1963, Ленинград), поэт, переводчик, тоже ленинградец, переживший в городе все 900 дней блокады, один из организаторов блокадного коллектива художников «Боевой карандаш». По линии матери он являлся дальним (хотя и не прямым) родственником-потомком декабриста Михаила Лунина.
Помимо собственного поэтического творчества (носившего преимущественно пропагандистский характер, напр. поэт. сборник "Что должен знать лесоруб о своем здоровье", Л, 1934), ныне позабытого, он переводил болгарских, азербайджанских, грузинских и армянских поэтов и был автором текстов многих популярных перед войной (да и позднее) романсов. Назову лишь несколько из них:
«Вернись, я все прощу»,
«По окном черёмуха колышится»: «За окном черёмуха колышется» (А. Михайлов и Т. Повалий)
За окном черёмуха колышется (Уральский нар.хор)
Под окном черемуха колышется
Опуская лепестки свои,
За рекой знакомый голос слышится,
Да поют всю ночку соловьи.
За рекой знакомый голос слышится,
Да поют всю ночку соловьи.
«Караван» (муз. Бориса Прозоровского, не позднее осени 1923):
Мы странно встретились и странно разойдемся.
Улыбкой, нежностью роман окончим наш.
И если памятью к прошедшему вернемся,
То скажем - это был мираж.
Так иногда в томительной пустыне
Мелькают образы далеких, чудных стран.
Но это призраки, и снова небо сине.
И вдаль бредет усталый караван.
«Неудачное свидание» (муз. Александра Цфасмана, кон. 1920-ых ? - до 1937):
С утра побрился и галстук новый
С горошком синим я надел.
Купил три астры, в четыре ровно
Я прилетел.
- Я ходил!
- И я ходила!
- Я вас ждал!
- И я ждала!
- Я был зол!
- И я сердилась!
- Я ушёл!
- И я ушла!
___________________________
* в Житомире, население которого к концу 30ых годов составляло ок 100 тыс. человек, 4 июля 1941 года находилось управление Юго-Западного фронта. Но уже через 5 дней - 9 июля город был оккупирован наступавшими немецкими войсками (освобождён 12 ноября 1943 в ходе Киевской операции).