«НА ПОСТУ» Ко дню рождения отличного пограничника, ветерана афганской войны Виктора Петровича Веденина.
Статуэтка «Пограничник», фарфор, полихромная надглазурная роспись. ЛФЗ, 1937, Выс. 23, 5 см. Модель: Казимир Рыжов (нач. 1930ых годов), форматор (?), художник Е. Н. Лупанова; на донышке изделия стоит клеймо в честь 20-летнего юбилея Октябрьской революции (картуш с надписью «НКТП Завод им. Ломоносова Ленинград Сорт:1 1937») и марка ЛФЗ кон. 1930-х гг. тёмно-синей краской. Аналогичная и современная этой фарфоровая миниатюра хранится в собрании ГЭ (филиал/отдел ГЭ «музей Ленинградского фарфорового Завада им. Ломоносова»
*) в Петербурге. Роспись отдельных экземпляров серии минимально различались в деталях и колорите. Известны так же бисквитные (т.е. не покрытые глазурью и не расписанные) экземпляры. Скан фото: ArtLot 24 Ry
Казимир Станиславович Рыжов [1897, Колпино близ Петербурга - не ранее середины 1950ых годов], ленинградский скульптор-керамист и фарфорист, один из создателей советского художественного фарфора.
Мастер на Петроградском (Ленинградском) фарфоровом заводе (ок. 1929/32 - 1936), позднее перешёл на должность художественного руководителя на Керамический завод на станции Гжель в Московской области. Выпускник Ленинградского художественно-промышленного техникума и скульптурного факультета Академии Художеств (в те годы ЛИЖАС, мастерская А. Т. Матвеева).
Елизавета Родионовна Трипольская (1881–1958), Пограничник с биноклем у пограничного столба с надписью «СССР» 1931, ЛФЗ.
Вместе с
Е. Трипольской, К.С. Рыжову принадлежит честь создания первых в СССР фарфоровых миниатюр, посвящённых охране гос. границы СССР (1931-32 годы). Обе эти работы решены в близкой композиции: часовой Трипольской с биноклем и с винтовкой в положении "к ноге" и опираясь рукой на её дуло, стоит у пограничного столба с надписью «СССР», пограничник-постовой Рыжова - тоже с винтовой в положении "к ноге" и всматривающийся из-под руки, так же изображён у пограничного знака с советской символикой: пересечённые серп и молот в раннем геральдическом типе, использующимся в те годы. Этот тип гербовой эмблемы встречается и в агитационных изделиях и посуде массового производства 1920-30ых годов.
Оба погранца изображены в зимней форме одежды - в шинелях и будёновских шлемах, у статуэтки Рыжова ветер поддувает полу шинели, придавая заведомо статуарной композиции большую экспрессию.
«Два пограничника и мальчик»/«На страже. Враг не пройдёт!»/«Дети и погранохрана» (1937-1938), модель К.С. Рыжова и (предположительно) Н.Я.Данько, форматор И.Д. Кузнецов, автор росписи Мария Петровна Кириллова (1896–?), исполнитель росписи Григорий Матвеевич Горьков, 1937, ЛФЗ.
По модели Казимира Рыжова (с участием
Натальи Данько?) в эти же годы на ЛФЗ была выполнена многофигурная агитационная композиция «Два пограничника и мальчик», носящая более направленный идеологизированный подтекст в духе времён борьбы с вредителями, шпионами, диверсантами западных разведок. Тема юных добровольных помощников стражей границы получает в 1936-41 годах чрезвычайное распространение в литературе, изобразительном искусстве, в т.ч. и в фарфоровой миниатюре. Но об этой стороне агитационной пропаганды, оказавшейся чрезвычайно живучей, СИА расскажут подробнее в отдельной теме.