Шестипрестольный храм Введения Пресвятой Богородицы, в имении генерал - майора и кавалера Ивана Терентьевича сына Сназина с. Козлово, ныне Спировский р-н, Тверская обл., около 1800-35 и 1851 годы, закрыт в 1937 году с арестом настоятеля священника Алексия Сибирского, в ноябре расстрелянного в Калининской тюрьме НКВД. Некоторое время после войны использовался как клуб и кинозал для передвижек. В 60ые годы окончательно заброшен.
Введение во храм Пресвятой Богородицы – один из наиболее почитаемых в православии двунадесятых церковных праздников, отмечаемый восточными церквями преимущественно по юлианскому календарю 4-го декабря (21 ноября по григорианск.).
Праздник знаменует приведение по обету Пресвятой Богородицы Ея родителями в Иерусалимский храм для посвящения Богу. Считается, что празднование Введения было установлено императором Юстинианом в 543 году, однако общецерковное почитание его сложилось приблизительно к VIII-IX векам.
На Западе праздник был известен с IX века в Сицилии и южной Италии, где проживало много православных греков. В XI веке, захватившие остров французские норманны, принесли этот праздник в Англию. Широкое распространение На Западе праздник Введения получил лишь во второй половине XIV века.
При учреждении в октябре 1893 года Отдельного Корпуса Пограничной Стражи Ведение во Храм было выбрано в качестве праздника вновь утверждённого рода войск.
Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы» (XIV век) из с. Заянье, Государственный Русский музей им Александра III в СПб., липовая доска, левкас, ковчег, паволока. Одна из старейших русских икон этого сюжета, дошедшая до наших дней.
Великолепный образец новгородского письма с его характерным ярко-жёлым охристым фоном икон того периода.
В центре родители Пресвятой святой Иоаким и святая Анна передают свою трёхлетнюю Дщерь, облечённую в мафорий, являющийся традиционной одеждой замужних женщин, в руки первосвященника Иерусалимского храма Захарии. Позади композиции изображены благочестивые жёны в кругу которых Марии предстоит пройти 12 лет обучения и воспитания при храме.
Слева вверху отдельное сюжетное клеймо: Мария, сидящая в Святая святых (поставленное на 15 ступеней лестницы храма - по числу псалмов, которые называются восходящими, их произносили паломники, поднимающиеся в храм) и питаемая ангелом Господним. Висящая перед Ней лампада символизирует будущее материнство.
В ЗАСТАВКЕ: Шестипрестольный храм Введения Пресвятой Богородицы, в имении генерал - майора и кавалера Ивана Терентьевича сына Сназина* с.Козлово, ныне Спировский р-н, Тверская обл., около 1800-35 и 1851 годы, закрыт в 1937 году с арестом настоятеля священника Алексия Сибирского, в ноябре расстрелянного в Калининской тюрьме НКВД. Некоторое время после войны использовался как клуб и кинозал для передвижек. В 60ые годы окончательно заброшен.
В 1937-1956 село Козлово было райцентром, до 1939 относившегося к Карельскому национальному округу. Этнические карелы, переселившиеся в эти места ещё в допетровские времена и поныне составляют подавляющее большинство его населения, а до революции их община составлял приход храма.
К 2010 году студентами Санкт-Петербургского колледжа Строительной Индустрии и Городского Хозяйства Анастасией Силкиной, Анной Стрелковой и Александром Юдиным подготовлен проект реставрации Введенского собора, чуть позднее проведены работы по укреплению кровли и частичной консервации проблемных участков.
Андрей Марущак со своими боевыми товарищами в Афганистане.
В настоящее время в храме и на его колокольне ведутся восстановительные работы, в которых принимает участие воин-афганец Андрей Марущак. См. ТУТ. Пользуясь возможностью, говорю тут Андрею слова благодарности за привлечения моего внимания к этому изумительному памятнику русского провинциального зодчества и за его труды по спасению его от гибели и разрушения.
Ампирный, в прошлом пятикупольный, четырёхстолпный с тремя мощными шестиколонными ионическими портиками собор с пристроенной с востока одноэтажной тёплой церковью, датируется обычно 1800-33/1828-35 годами, а трёхъярусная ампирная колокольня пристроена к тёплой церкви (с престолами Богоявления Господня, Троицы и сщмч. Власия) в 1851 году. Дореволюционная фотография.
Основной кубический объём увенчан пятью главами на высоких цилиндрических барабанах. Фасады отмечены портиками ионического ордера, придающими довольно массивному зданию большую стройность и лёгкость пропорций. Плоскости стен собора прорезаны высокими прямоугольными оконными проёмами.
В прошлом в соборе было шесть престолов: в холодной - средний Введения во Храм Пресвятой Богородицы, правый Рождества Иоанна Предтечи, левый Казанской Божией Матери, в теплой - средний Богоявления Господня, правый Святой Троицы, левый Священномученика Власия.
В приходе храма (помимо собственно Козлова) в начале прошлого века "значились деревни: Плоское, Пасьенки, два Нивища, Аржаная, Пивовары, Винжа, Забружье, Кутузово, Морозовка, Прудовка, Светча, Малое Плоское, Овсяники, Горня, Двойка, Линдино, Тихменево, Лежи, Еремеевка, Нестериха, Малое Козлово, Захарово, Кочка, Коды – Чакка, Березая, Малая Богданиха, Ямны, Замытье, Ососье, Береговая. Всего в приходе было: 937 дворов, 3482 мужчины, 3762 женщины", («Тверской Статистический сборник», сайт Тверской епархии, sobory.ru, 2012, matveevo.prihod.ru).
К храму были приписаны десять часовен в соседних деревнях.
Авторство проекта этого квадратного в плане, с низкими куполами на высоких барабанах храма не выявлено, но в литературе и публикациях неоднократно высказывались предположения, что это мог быть выдающийся петербургский зодчий, представитель позднего итальянизирующего петербургского ампира Карл Иванович Росси. Среди доводов в пользу его авторства приводится обычно тот, что именно в годы сооружения Козловского собора, Росси много строил в Твери и её округе(преимущественно здания гражданского характера).
Однако, до наших дней с небольшими утратами и изменениями дошли всего два приписываемых авторству Росси провинциальных храма, близких по архитектурному решению козловскому собору: собор Рождества Христова в Христорождественском монастыре в Твери (1814—1820) и собор Преображения Господня в Торжке (1814—1822).
собор Преображения Господня, 1814-22 (справа), автор проекта неизв. (предполож., К. Росси) и выстроенная в ансамбле с ним одноглавая тёплая церковь Входа Господня в Иерусалим, архитектор И.Ф. Львов, 1841-42, Торжок, Тверской край.
Собор Вознесения Христова в бывшем городе София (часть современного города Пушкина), 1782-88, Чарльз Камерон и Иван Старов. Капитульный храм ордена Святого Владимира (1782-1845), одно из первых сооружений в стиле русского классицизма в Санкт-Петербурге и его окрестностях.
Я добавил бы в список возможных авторов проекта собора в селе Козлово шотландца Чарльза Камерона, строителя Софийского (Введенского) собора в Царском Селе, в основу проекта которого, как полагают исследователи, легла широко известная постройка А. Палладио и В. Скамоцци - Вилла-Ротонда близ Виченцы/Villa Almerico Capra detta La Rotonda (1567-1605), классически простые, лапидарные, идеально симметричные и безукоризненные архитектурные пропорции проекта которой послужили основой многочисленных подражаний по всему миру.
Можно отметить, что козловский проект, на мой частный взгляд, в гораздо большей степени повторяет собой проект собора в Софии и его палладианский источник, чем обычно упоминаемые постройки Росси. В частности, своими шестиколонными портиками на выносных колоннах на невысоком цоколе к которым, подобно постройке Палладио, так же ведут лестничные марши, придающие зданию собора большую торжественность и визуальную высоту.
* Строитель храма, богатый тверской помещик Иван Терентьевич Сназин (1774 -1834), генерал маиор, участник войн 1805-07 и 1812-15 годов, владелец с. Ивановское Овсищенской волости Вышневолоцкого уезда и соседнего с Козлово сельца Владимирское скончался в год освящения летнего храма. Тело его погребено близ алтаря храма Рождества Иоанна Предтечи в главной его усадьбе Ивановское-Овсеево (ныне Голубые Озёра Удомельского района). Как и Свято-Введенский собор, этот храм был выстроен так же на средства Сназина. В середине XX века храм был взорван, а вместе с ним утрачена и могила Ивана Терентьевича.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]