В ЗАСТАВКЕ: Николай Владимирович Свиненко, «Рассказ пограничника», холст, масло, репродукция: 180х268. РОСИЗО.
©maslovka.org К столетию ПВ КГБ СССР
Демобилизованный или приехавший на побывку солдат-пограничник войск ОГПУ делится с товарищами по цеху впечатлениями о службе. Одно из первых произведений советской живописи на подобную тематику. Работа Сивненко репродуцировались в полиграфии в ИЗОГИЗе в качестве почтовой открытки (1931 или 1932 годы).
Николай Владимирович СВИНЕНКО (иногда: СВИНЕНКОВ), [03.05.1900, Самара - до нач. марта 1942, Ленинград], художник-живописец, график, книжный иллюстратор, работал в жанрах агитационного плаката и художественного портрета, член и экспонент объединения «Круг художников» и «Октябрь», член Союзе советских художников (член Президиума Ленинградского обл. отд.Союза).
Окончил в Самаре в художественно-просушл. школу (1918-1919/1921). Позднее по командировке - в Петроградских Государственных Свободных Художественно-учебных мастерских (бывшая Академия художеств, курс живописного факультета, класс А, И. Савинова, не окончил из-за материальной необеспеченности, 1921-23), во ВХУТЕИНе в Петрограде-Ленинграде (1923–1926, окончил по живописному фак.). Участник художественных выставок с 1929 года, в т.ч. последней крупной выставке «Круг художников» в Русском Музее в 1929 году, четырежды его работы экспонировались в Москве, 1935, 1941, 1942), выставке ленингр. художников в Армении (1939), Киеве и Харькове (1930), заграничной выставке советских книжных иллюстраторов (1931, "Искусство Книги"). Член профсоюза работников искусств (РАБИС, 1926).
Работал преподавателм графического искусства в 215 и 7-ой школах Петрограда (1923-1924), по заказу Ленсовета (1934), выполнял росписи зданий, создал монументальное панно для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, стенописное оформление в Этнографическом музее и ряд других монументальных работ.
Автор ряда станковых работ: «Бега" (1936), «Колхозница» (1937 г.), «В выходной день» (1938), «Колхозные джигиты» (1940), «Киров в Астрахани», «Вступление II-й армии в Баку» (обе 1940-1941), «Награждение 1-й конной армии знаменем ВЦИКа» (1940-1941).
Был пред. ревизионной комиссии ЛOCX и Местного комитета ЛЕНИЗО, работал в редакции стенгазеты. Три работы художника были репродуцированы ИЗОГИЗом, одна приобретена для собрания ГРМ. В ленинградских и московских В газетах и журнале "Искусство" были публикации о художнике.
В первые месяцы войны совм. с худ. Зусманом Львовичем Докторовым выполнил в осаждённом Ленинграде агитплакат «Связисты! Фронт требует от вас четкой и бесперебойной работы в любых условиях! Хорошо работающая связь - залог победы в бою. Лучше маскируйте и охраняйте средства связи», работал по заказам штаба обороны города над наглядной агитацией: плакатами и стенгазетами "Боевого карандаша", открытками, участвовал в подготовке станковых работ для первой выставки военных лет. В авг. 1941 по ходатайству ЛОСХ получил отстрочку от призыва по мобилизации.
Умер от голода в блокадном городе.
Подробнее о становлении советского изобразительного искусства см. в статье Екатерины Деготь «Советское искусство между авангардом и соцреализмом. 1927–1932. Эстетическая революция культурной революции, или Концептуальный реализм»,
ТУТ © maslovka.org
© nasledie-rus.ru
© Страницы истории Афганистана, 2018