В ЗАСТАВКЕ: серия: восстановленные и тинктуированные чёрно-белые сканы фотографий из личных собраний погранцов мотоманёвренной группы ПВ КГБ СССР в Талукане, пров. Тохар (48-й Пянджский погранотряд, в/ч 2066), которые выложил в сети в своём авторском альбоме на ok.ru Germen Tura. Размер скана заставки: 1680 Х 1050, 180 кб.
когда свинцовые дожди...
У погранца слева - род примитивного
смычково-лютневого гиджака/غيژک или g`ijjak, который в Афганистане называют так же сарангай, инструмент, близкий к иранской кеманче и распространённый среди крестьянского простонародья севера Афганистана.
Многочисленные модификации этого инструмента имеются у афганцев, узбеков, уйгуров, таджиков, туркменов, каракалпаков и населения провинции Синьцзян на западе Китая.
Играют на таком инструменте смычком, имеющим форму лука. Мастерят его из тыквы (чаще корпус гиджака имеет кругло-овальную форму) или пород древесины, например, ореха.
Считается, что создал гиджак в XI веке н. э. персидский врач и философ-аристотелик Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн аль-Хасан ибн Али ибн Сина, известный Западу под упрщённым именем Авиценна. Однако, название этого инструмента встречается уже в рукописях X века, и самое название его указывает на то, что корпус (харрак) был сделан из миндальных скорлуп.
В руках у погранца справа - пастуший
дутар или дутор/دو تار/dutār: دو «два» и تار «струна» с характерным грушевидным резонатором и вытянутой шейкой с грифом. Диапазон такого примитивного муз. инструмента не велик - до 2 октав, но не в данном случае. Довольно поздний по времени появления инструмент, известный, приблизительно с XV века, первоначально в пастушичьей среде.
Изготавливается дутор чаще всего из прочного, лёгкого тутового дерева, срубленного осенью, когда оно подсыхает а его смола становится белой и равномерно пропитывает ткани древесины, нередко чурбаки для будущего инструмента выдерживают закопанными в землю целый год, для придания материалу большей пластичности, затем подсушивают и они попадают в руки мастеров.
Обработанная таким образом древесина менее деформируется со временем а, следовательно, звучание инструмента с годами не претерпевает больших изменений.
На гриф нередко идёт грецкий орех, обеспечивающий прочность этой достаточно тонкой и удлинённой опорной детали инструмента
Струны прежне часто делались из кишок животных, но караваны шёлкого пути ещё в позднее средневековье привезли музыкантам шёлк и для струн стали применяться скрученные шёлковые нити, а в наше время встречается и нейлоновые.
В Афганистане дутар распространён среди тюрко- и персоязычных народов страны: таджиков, туркменов, узбеков и, обычно - трёхструнный*, а гератская/восточно-хорасанская разновидность инструмента представляет из себя целый оркестр и может иметь до 14 струн.
* сетар - т.е. "трёхструнный", по принятой персидской числительной традиции, более поздний, чем дутар струнно-щипковый интсрумент. В классическую старину на сетаре исполнялась суфийская и классическая персидская музыка (дастгях).
РАЗМЕЩЕНИЕ:
Восстановленные фотографии ПВ КГБ СССР в ДРА © Germen Tura/pv-afghan.ucoz.ru/ok.ru
© Страницы истории Афганистана