В ЗАСТАВКЕ: Владлен Вас. ГАВРИЛЬЧИК, «Политрук Василий Гаврильчик», другое название: «Отец». 1975, 80Х60, оргалит, масло. РАЗМЕЩЕНИЕ:
828we.com Позднее В. В. Гаврильчиком была написана как минимум одна реплика этой работы см. 2008, холст, масло, 80 x 60
ТУТ В публикациях и различных интервью последних лет, публикуемых в сети Интернет, должность отца художника формулируется обычно таким образом: «служил начальником заставы на советско-афганской границе», «отец его был пограничником и начальником заставы» и т. п. Василий Гаврильчик (1904 или 1906 – 1943) погиб на Курской дуге в августе 1943 года.
* * *
Об авторе: Владлен Васильевич ГАВРИЛЬЧИК [27. 11. 1929, близ Термеза, Узбекская ССР], самодеятельный художник, поэт и прозаик, представитель отечественного андеграунда и «смеховой культуры» в российском искусстве последних десятилетий.
Молодые организмы
Залезают в механизмы
Заряжают пулемёты
Отправляются в полёты
И растаивают в дали
Нажимая на педали.
<1966>
Родился в караван-сарае между заставой, на которой нёс службу отец – офицер-пограничник (68-го ПО) и городом Термезом. Он учился в Ашхабадском художественном училище. После гибели отца мачеха* забрала Владлена из училища и перевела в Ташкентское Суворовское училище (1943—47)**. Затем учился в Ленинградском пограничном высшем военно-морском училище (ЛПВВМУ 1947—51). Служил в Тихоокеанском пограничном округе, штурман пограничного транспортного судна. В 1955 уволен в запас капитан-лейтенантом (по сокращению) и переехал в Ленинград. Работал инженером по электронавигационным приборам на военно-промышленном предприятии (КБ), на баржах в акватории Невы и Финского залива (шкипером грунтоотвозной шаланды северо-западного речного пароходства 1970—73, вместе с М. Ивановым, Т. Кернер и литератором Б. Ивановым), в дальнейшем – машинистом станции подмеса в переулке Гривцова, 6 (1973—86).
С 1956 занимался живописью в студии ДК работников пищевой промышленности (отчислен по доносу студентов своего курса) и в Доме самодеятельного творчества, потом самостоятельно. Испытал влияние ученика П. Филонова - М. Цибасова.
Десять персональных выставок с 1967 года (в Доме Архитектора, следующая в 1992). Участник выставок в ДК им. Газа и «Невский» (1974 – 1975), квартирных и групповых клубных выставок ТЭИИ. Был близок с поэтами круга К. Кузьминского. Портреты знакомых, мифологизированных портретов героев и антигероев Гражданской войны, морские пейзажи в стиле «фэнтези», жанровые композиции, натюрморт, преимущественно темпера, масло по текстолитовой основе. В творческой манере нередко тяготеет с «парсунному» портрету в стиле XVII века. Первые уроки живописи получил у украинского художника В. Полевого.
Работы в собраниях Государственного Русского музея, музея современных искусств им. С.П. Дягилева СПбГУ, Музее нонконформистского искусства, частных коллекциях в России, Укранине, США, Великобритании (Доджа, Дубровичей, Кукушкина и др).
Жена: Тамара Крехшина, художница.
Сочинения: Комедийный анбаръ. — СПб: Красный Матрос & Немиров, 2008. — 192 с. — ISBN 5-7187-0870-3***. Геройское. — СПб: Красный Матрос, 2005. — 20 с. — ISBN 5-7187-0549-6. Упражнения в ужасной словесности. — СПб.: Борей-Арт, 2004. — 120 с. Изделия духа («Бляха муха изделия духа»). — СПб.: А-Я, 1995. — 192 с. Японский Бог. — СПб.: Борей-Арт, 1994. — 32 с.
* «У меня была мачеха и она мне говорила: «Ты никогда не будешь художником, потому что все художники пьяницы и прощелыги». У меня не было ни карандашей, ни красок, ни альбомов, рисовал только в амбарных книгах».
** «В 1943 году я поступил в ашхабадское художественное училище. А на следующий день получил похоронку на отца, и меня сдали в ташкентское суворовское училище. На этом, собственно, моя творческая жизнь приостановилась. До 1955 года я охранял государственную границу, но всегда хотел быть художником. Мне удалось уйти с пограничного флота без позора, по сокращению».
ТУТ *** О книге:
ТУТ © В. В. ГАВРИЛЬЧИК, 1975