В ЗАСТАВКЕ: Абдул Гафур Брешна (1907-74), портрет (Бу) Али Сины Балхи/بوعلی سینا بلخی; источник: последняя страница журнала «Кабул», (второй номер второго года издания), ноябрь. 1932; ч./б. скан со страницы издания.
Достаточно заглянуть в любую энциклопедию, чтобы узнать, что величайший учёный, философ-аристотилик и врач Авиценна или Ибн Сина (980-1037) был родом из Бухары. Но не везде написано то, что знает любой афганец: отец и предки учёного были родом из ныне афганского Балха.
Это просто: В Балхе, городе тысячи врат, жил Сина, который родил Али, Али родил Хасана, Хасан родил Абдаллаха, Абдаллах родил Махмуда и брата его Хусейна. Поэтому люди и прозвали Хусейна -
Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн аль-Хасан ибн Али ибн Сина. В отличие от отца и брата, Хуссейн не стал приверженцем исмаилитства, и не последовал за ними в их очаровании в затворы от мира и света - в те века многие правоверные шииты уходили в исмаилитские секты-общины, во множестве распространившиеся по обеим берегам Аму: Бухарскому (правому) и Балхскому (левому).
Понятное дело, что мы не знаем и не можем знать, как выглядели Ибн Сина и брат его и отец, и отец отца его. Пророк запретил правоверным изображать лица и тела Божьего творения. Все известные нам портреты людей исламской древности: Фирдоуси, Рудаки, Низами и др. - плод относительно недавней по времени человеческой фантазии. Вот как этот, работы выдающегося афганского художника Абдул Гафура Брешна; напечатан этот портрет был в ч/б выпуске журнала «Кабул», во втором номере второго года издания на последней странице, (1 Асад 1311 г. хиджры — 22 ноября 1932 г. н. э.).
Произведение афганского художника есть вольное переложение портрета Льва Николаевича Толстого, кисти Ивана Крамского (1837—1887)
*. Популярность великого Льва в последние десятилетия его жизни была столь велика, что по всему миру сотнями тысяч экземпляров расходились фотографические открытки и посткарды с его портретами, в том числе и с двумя выполненными Крамским, воленс-ноленс косвенно популяризируя творчество и художника тоже.
_____________________________
* написанный в 1873 году портрет известен в двух незначительно отличающихся друг от друга положением головы и рук модели. Вот
ТУТ можно посмотреть оба варианта. Использованный Брешной ныне выставлен в ГТГ в Москве. Кроме того, портреты работы Крамского неоднократно копировались современниками: Софьей Толстой и др.