изображение уникальной монеты (медальона) с портретом Александра Македонского, чеканенной при его жизни (IV в. до н. э.) и обнаруженной в 1992 году в в афганском кишлаке Мир Закях (пров. Пактия).
...нам осталось уколоться и упасть на дно колодца...В. В.
История эта довольно широко освещалась в англоязычных источниках, но у нас известна мало; а в среде специалистов вызывает немало вопросов, в которые я, не нумизмат, не хотел бы вдаваться, поэтому изложу фабулу без комментариев и несколько слов скажу о монете, изображение которой вынесено в заставку..
В ЗАСТАВКЕ: изображение уникальной монеты (медальона) с портретом Александра Македонского, отчеканенной при его жизни (IV в. до н. э.) и обнаруженной в 1992 году в в афганском кишлаке Мир Закях (Mir Zakah, пров. Пактия) на дне колодца - в составе спрятанного там , по видимому, ещё в древности гигантского клада из десятков или даже сотен тысяч золотых, серебряных и иных монет, бронзовых украшений, сосудов эт четера* (770 фунтов/317 кг только серебра и золота), позднее фактически разграбленного и расхищенного для продажи частным перекупщикам в Пакистане и Карачи**. Эта уникальная монета (из опасений производства копий публике долгое время представлялся лишь сделанный с неё приблизительный рисунок) в настоящее время находится в частном собрании в Лондоне. Позднее, владелец, и поныне остающийся анонимным, разрешил на короткий срок выставить уникальный артефакт в одной из лондонских галерей. Часть клада Мир Закяха в настоящее время находится в коллекции Музея Михо (Киото, Япония).
Александр изображён в виде покорителя Востока: голову его покрывает панцирный шлем из кожи слона с хоботом, бивнями.
Изображение близко к иконографии македонского царя: мы видим его пышные вьющиеся волосы и искривлённую линию его сломанного носа; удлиненные щеки и большие, немигающие глаза. На груди царя, по всей видимости, изображение символа божественной царской власти - эгиды - щита из шкуры священной козы Амалфеи, некогда выкормившей младенца Зевса, с укреплённой на нём головой Медузы Горгоны со змеями вместо волос. Висок Александра украшен рогом Аммона***. Этот рог станет источником широко распространённого на мусульманском Востоке прозвища Александра - «Двурогий», по поверью персов и арабов, царь "прикрепил к голове наподобие рогов два меча и поражал ими врагов".
Уникальность этого артефакта (в случае его подлинности) заключается в том, что он, возможно, является одним из очень немногих прижизненных изображений Александра. Однако, подлинность этого медальона и его происхождения, остаётся дискуссионным вопросом.
* в англоязычной прессе встречаются оценка в 450, 500 и даже в 550 тысяч одних только монет, эмитенты которых относятся к периоду от 5-го века до н.э. до 2-го века н.э., не считая множества ценных предметов из драгоценных металлов и сплавов.
Общий вес клада оценивают в 4 тонны. Около двух с половиной из них поступили для продажи в швейцарский Базель, являющийся одним из крупнейших нумизматических рынков мира [англоязычная Wiki, тема, в прим. 10 указан список литературы].
Селение Mir Zakah лежит на древней караванной дороге, идущей от верховий Инда до Газни и связывавшей в древности север Индии с Персией и Ближним Востоком. В настоящее время это один из наиболее нищих районов страны. Зимой 2005 один из шри-ланкийских нумизматов (Osmund Bopearachchi), пробравшийся в Мир Закях, будто бы видел у местного жителя золотую индо-скифскую монету с изображением царя Азеса (I в. до н. э.), оцениваемую на рынке до 20 тыс. долларов США. Встречаются так же указания на то, что первые предметы из Мир Закяха всплыли ещё в 1948 году, археологи из французской миссии DAFA в Кабуле попытались собрать и изучить некоторые из предметов этого археологического корпуса, но политические беспорядки и насилие в регионе заставили их отказаться от своих планов, а затем по каким-то причинам "разработка" колодца прекратилась на многие годы и возобновилась лишь в смутные для Афганистана 90-ые годы.
Впрочем, по некоторым косвенным проговоркам и глухим упоминаниям, можно предположить, что разграбление этого клада носило так сказать, потомственный характер, и не прекращалось с момента его первого обнаружения во второй пол. 1940-ых годов, и лишь временами затухая по причине нестабильности окружающей обстановки и страха обладателей случаем лишиться всего.
Если история с кладом Мир-Закяха не является спланированной дезинформацией, призванной объяснить появление на нумизматическом рынке внушительного объёма монеты неясного происхождения (как правило серийного выпуска подделок), то даже с учётом возможных преувеличений в оценке его размеров, по своему объёму, эта находка сопоставима лишь с ещё одним столь же колосальным кладом, найденным в храме Шри Падманабхасвами в Тируванантапураме, в индийском штате Керала, где из обнаруженных тайников XVII-XVIII веков в 2011 были извлечены тысячи предметов из драгоценных металлов общим весом ок. 2 тонн.
** известны свидетельства, что в полуподпольных лавках Пешавара монеты из Мир Закяха вываливали из мешков перед покупателями десятками килограммов: всё тот же "Osmund Bopearachchi remembers being entirely overwhelmed as sack after sack, each filled with approximately 50 kgs of coins, were poured over the floor before him. It was quite literally a ‘pluie’ or a ‘rain’ of coins, says Osmund, adding, “I suspect that no numismatist has ever seen so many coins in such a short space of time.” Determined to get a handle on the composition of the hoard, he began what he describes as a desperate exercise. “I began to sort the coins into groups according to the issuers, e.g. early Indian, Greek city states, Seleucids, Indo-Greeks, Indo-Scythians, Indo-Parthians, and Kushans” ["Getting hold of the Alexander medallion", sundaytimes.lk].
*** в напоминание о слове оракула оазиса Сива в ливийской пустыне, объявившего Александра сыном «Зевса-Аммона»[Курций Руф. История Александра Великого IV 7, 25-30]. Среди упоминаний о роге Амона см., например: "изображаем Аммон и поныне с крутыми рогами", [Овидий. Метаморфозы V 328], и "Каллисфен говорит, что жажда славы побудила Александра подняться по Нилу к оракулу, так как он слышал о том, что в прежние времена Персей и Геракл совершили такое путешествие", [Страбон. География XVII 1, 43 (стр.814)], см. так же: Е. А. Костюхин, Александр Македонский в литературной и фольклорной традиции. — М.: Наука, 1972. с. 136-137.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]