В ЗАСТАВКЕ: Голова статуи Будды Шакьямуни, серый сланец, II-III в.в. н.э., регион Гандхары, Афганистан или Пакистан.
Великолепный образец гандхарского искусства, сохранявшего ещё взаимовлияния восточной и эллинистической традиций со спокойной эмоциональной отрешённостью, часто - бесстрастностью модели и простотой трактовки образа божества, присущими первой, с безукоризненной техникой и пластичностью второй: посмотрите, к примеру, насколько скурпулёзно переданы волнистые локоны причёски и
ушниши Будды, как профилированы ушные раковины с сильно оттянутыми прежними массивными серьгами мочками, в своей стилизации уши просветлённого царевича напоминают листья диковинного растения.
Слегка прикрытые веками, чуть ли не сощуренные очи в сочетании с изгибом губ придают лицу Будды некоторый оттенок страдания и, одновременно, суховатой отрешённости. Вместе с тем, заметно, как скульптор, работая с трудным и капризным в обработке, фактурно сдержанным материалом - сланцем, стремится к передаче идеального образа.
Определённо, перед нами один из шедевров раннебуддистской иконографии.