В ЗАСТАВКЕ: голова статуи богини Дурги с особым третьим глазом мудрости во лбу, способствующий всевидению. Погибшая статуя представляла богиню в одном из "трёхглазых" своих воплощений (всего воплощений девять): Чандрагханта, Скандамата, Катьяяни или Каларатри. III-IV вв. н.э. Из раскопок 60-ых годов (опубликовано без указ. места находки). Иконография Дурги в индуистском мире сложилась к IV веку н.э., во времена, когда эта религия была широко распространена на территории Гандхары и Бактрии.
ДУРГА/دورگا (санскр. दुर्गा, «непобедимая» или «недоступная»), богиня-воительница индуистского пантеона, супруга или ипостась бога Шивы, истребительница дурных привычек, грехов, бедности, неверия, болезней, страданий плоти и духа, установительница покоя, благополучия, гармонии и равновесия в природе, одно из главнейших божеств индуистского пантеона, т.н. «Великая Богиня»/Махадеви и «Всематерь»/Амбика.
В индуистской иконографии обычно представляется с умиротворённым лицом
*, десятирукой, хотя первоначально у неё изображалось четыре, шесть или восемь рук, но в более поздних изображениях число рук может достигать 20-ти (например, в облике Махадурги), восседающей на гималайском тигре или льве и держащей в пальцах, сплетённых в мудрах, различные средства защиты и нападения, а также атрибуты различных богов — трезубец-тришула Шивы (шиваисты почитают её как шакти/супругу Шивы и выражение его безликой абсолютной творческой и женской энергии), диск-кхетака Вишну, лук Ваю, ваджру Индры раковину-санкха, булаву-данда, стрелу или сосуд с водой/камандалу и др. - в напоминание о том, что каждый из богов даровал Дурге какое-либо оружие для борьбы со злом.
Вместе с тем, в ранней иконографии дурга представлялась в роблике и роли убийцы демона буйвола (махисасурмардини).
С древности в Индии установилась традиция в первой половине осени отмечать праздник почитания Дурги - Дурга-пуджу(Дашахра) с обильными жертвоприношениями грозной богине. Главное место почитания её в Индии - храм в Тане (Читторгарх).
* "В индуистском искусстве этот спокойный атрибут лица Дурги традиционно вытекает из убеждения, что она защищает и насильственна не из-за своей ненависти, эгоизма или получения удовольствия от насилия, а потому что она действует по необходимости, ради любви к добру, для освобождения тех, кто зависит от нее, и знак начала путешествия души к творческой свободе"/Linda Johnsen (2002). The Living Goddess: Reclaiming the Tradition of the Mother of the Universe. Yes International Publishers. pp. 83–84. ISBN 978-0-936663-28-9.
Об экспонате Кабульского музея - мраморном барельефе-стеле с изображением Дурги, с копьём (?) в руках, Гандхара, VII-VIII вв. см. так же
«ДЕСЯТИРУКАЯ».