В ЗАСТАВКЕ: неизвестный художник, миниатюра в могольском стиле на бумаге с подкладкой - портрет Эмира Кабула Шуджа-Шах Дуррани (1785-1842), 1830-ые годы.
Падишах и Султан Шуджа-Шах Дуррани, شاه شجاع درانی (известный так же как Шах-Шуджа аль-Мульк)/ [4.11.1785 - 5.04.1842], пятый правитель империи Дуррани (1803-09) и эмир в Кабуле с 1835 usque ad mortem), принадлежал линии Садозай племенного пуштунского клана Дуррани. ориентировался на британскую Индию, как на противовес против России, Франции и Ирана. Свергнут в мае 1809 года и в обозе сикхской армии уехал в Индию, где жил в качестве почётного пленника при дворах местных раджей. В 1838 не особо успешный прежде в борьбе за власть в Кабуле Шуджа-Шах Дуррани, при поддержке британских войск и всё тех же педжабских сикхов предпринял попытку свергнуть Дост-Мохаммел-Хана и, в результате разгоревшейся следом англо-афганской войны, вернуть себе трон, потерянный почти три десятилетия перед тем. Однако, империя Дуррани к тому времени давно и навсегда канула в вечность.
В знак благодарности англичанам, Шуджа основал в 1839 Орден империи Дуррани, которым был награждён ряд офицеров Бенгальской армии и который долгое время являлся высшим орденом Кабульскоого эмирата и королевства Афганистан.
Менее чем через три года Шуджа-Шах, потеряв кровавыми казнями и гонениями прежнюю популярность у кабульцев и запершийся от них во дворце в крепости Бала-Хиссар, был убит новым своим соперником Шуджа ад-Даула, обманом выманившим родича из цитадели.
Имеются несколько изображений Шуджа-Шаха, акварельных и графических работы
Аткинсона, Винсента Эйра и анонимных авторов (а так же литографий с них), как более часто публикуемых и воспроизводимых в Интернете, так и встречающихся редко.
Предлагаемая миниатюра, выполненная неизвестным по имени художником, относится к числу редко представляемых портретов, хотя и является очевидным шедевром.
Перед нами богатый и гордый властитель, заплативший за свою свободу (1814) знаменитому
Ранджиту Сингху ещё более знаменитым
алмазом Кохинур.
Его высокий
кулох украшен
«сарпеч'ем» - пряжкой из крупных изумрудов, причём её вертикальная полоса, т.н. «джига» несёт на себе два громадных каплеобразных камня, а самый «сарпеч» дополнен плюмажем из перьев цапли.
Халат с короткими рукавами расшит морским жемчугом и драгоценными камнями. Миниатюра декоративна, дакже декоративно-театральна и в своих пышно украшенных условностях напоминает приёмы раннего модерна.
Падишах восседает на троне, подушки которого оформлены pedant его одеянию, а трон установлен на мроморное возвышение, ажурную стенку которого мы видим за спиной Шуджи.
Привыкший жить в роскоши, соопровождаемый всюду десятками жён и наложниц своего гарема, этот правитель, не чуравшийся чаши вина, обращал к далёкому Кабулу поэтические строки собственного сочинения, выдающие незаурядный литературный талант:"Кабул называют венцом воздуха. Я молюсь об обладании теми удовольствиями, которые может позволить себе только моя родная страна".
При этом Шуджа был типическим восточным деспотом, отличался редкостной жестокостью и нередко впадал в ярость из-зза пустяков. И тогда оскопляли слуг, поставивших его палатку не так, как этого хотелось бы господину, отрубали уши или отрезали нос повару или слуге, носившим за повелителем опахало, а уж в кандалы заковывали целыми семьями.