«Последний троллейбус по городу мчит...» (А.Б.Грешнову с благодарностью и признательностью)
В начале февраля с.г. исполнилось 45 лет кабульскому троллейбусу. Троллейбусная линия в Кабуле построена чехами по договору, подписанному президентом Даудом в 1975 году и действовала, несмотря на все перипетии последующих лет до 1992 года.
Чехи не только поставили машины (Škoda 9Tr (
9TrH23)
*, напряжением 550 до 600 вольт, первоначально 25 машин сине-белого цвета, а 1988 году 86 машин тёмно-синего цвета, из них 80 в рабочем состоянии), наладили контактную цепь (довольно низкого качества и не вполне учитывающую климатические особенности Кабула, поэтому часто выходившую из строя), но финансировали самый проект. Работы осуществляла компания Elektrizace železnic Praha/Электрификация железных дорог в Праге.
Маршрутов со временем стало три (общая длина колеи 12, км), старейший -
№ 1: Депо - Зоопарк - Карт-Чар - Университет - кинотеатр «Памир» в центре города по району Котэ-Санги (открыт 9.2.1979 его длина составляла ок. 6 км),
№2: Отель «Спинзар» — Элеватор - Депо,
№ 3: кинотеатр «Памир» в северо-восточном направлении через Джадайи Майванд / Джейд Мхиунд - Текстильная фабрика.
Когда к 1982 году маршруты были достроены, они образовали общую линию на протяжении которой пассажирам нужно было пересаживаться с одного маршрута на другой, при этом сквозной билет не продавался и пассажиру, если ему требовалось проехать всё расстояние, приходилось покупать его на каждый маршрут отдельно.
Троллейбус, в силу дешевизны этого вида транспорта по сравнению с привычным для кабульцев автобусом, быстро завоевал популярность. К концу своего функционирования он привозил до 21 млн пассажиров в год, при том, что в год начала эксплуатации в афг. столицу проживало более 300 000 человек.
К сожалению, в последующий после 1992 период троллейбусные линии были заброшены, а свезённые в депо машины, стоявшие под открытым небом несколько сезонов попросту пришли в негодность. Последнее по времени упоминание о поездке на троллейбусе в Кабуле, которое мне попадалось в Сети, относится к ранней весне 1993 года, но к тому времени движение на трассе производилось уже крайне не регулярно и не на всём её протяжении.
Сами чехи ещё в 1985 году признавали, что техническое обслуживание машин осуществляется на низком уровне, недостаточном для их долговременной эксплуатации. Постоянно около 25-30 машин находилось в ремонте или даже в переборке важных узлов.
Сохранилось довольно большое число снимков, сделанных советскими гражданскими специалистами, работавшими в Кабуле и военнослужащими ОКСВА, расквартированными там, на которых запечатлены чехословацкие Шкоды на городских линиях.
Примечание (
Андрей Грешнов) Очень был популярен в Кабуле. На остановке "Зоопарк" он останавливался на кругу (круговое движение) у здания Госавтоинспекции, а сам зоопарк был через дорогу. Зоопарк, кстати, разрушенный "моджахедами", восстановили в 1996 году талибы. Они и спасли многих животных, построили антишумную стену, отделяющую вольер со слоном от улицы. Я ездил на кабульском троллейбусе всего пару раз, ибо был запрет для совграждан, да и машина личная была. . Садился у ГАИ и ехал к элеватору (Сило) , потом к Университету. Билет стоил меньше 10 афгани, как хлебная лепешка. По-моему, 7 афгани.
Скан фото с ресурса
افغانستان د تاریخ په اوږدو کې с пояснение к снимку: بس مسافری برقی، در شهر کابل سال١٩٧٩ م/Электрический пассажирский автобус в Кабуле, 1979 год
___________________________________
* модель выпускавшаяся в 1961-82 года и эксплуатировавшаяся так же в крупных городах СССР. В Кабул поставлялись машины с тремя дверями. За всю историю было выпущено 7273 машины.