памятник турецкой эпиграфики XIX века из петергофского дворца «Коттедж»: султанская тугра Абдул-Азиза и стихотворный текст - вотивная надпись в честь и память строительства моста через реку в Варне (ныне Болгария), привезённый в качестве трофея русскими войсками с войны 1877/78 годов
В ЗАСТАВКЕ: Оригинальный памятник турецкой эпиграфики XIX века из петергофского дворца «Коттедж»: султанская тугра Абдул-Азиза и стихотворный текст - вотивная надпись в честь и память строительства моста через реку в Варне (ныне Болгария), привезённый в качестве трофея русскими войсками с войны 1877/78 годов.
Tuğra султана Махмуда II (1785-1839): «Махмуд хан, сын Абд ал-Хамида, победоносный навеки».
ТУГРА/طغراء/tuğra — это персональный знак-монограмма правящего монарха, своего рода парадная подпись султана с изображением его титула, титула (или упоминания) его отца, слова при этом сливались в особом каллиграфическом стиле.
Тугра выполнялась на турецком, арабском или персидском языках и известны в Золотой Орде, Османской Турции, Крымско-татарском ханстве,Персии, королевском Египте и ряде др. государств.
При султанском дворе в Стамбуле существовала должность тугракеша, в обязанности которого входило прикладывание печати-тугры к исходящим официальным документам.
Известны тугры 35 из 36 турецких султанов. В Османской Турции тугры наносились на фарманы (указы), на порталы мечетей и общественных зданий, чеканились на монете, изображались на флагах, школьных тетрадях, почтовых марках и т.д.. Тугры изображались в виде водяных знаков на гос. бумагах, на бумажных денежных знаках...
Тугра в некоторых случаях выдавалась в качестве охранного знака или подтверждения полномочий. так в дневнике великого кн. Константина Николаевича, сына Николая I за упомянута тугра в покоях патриарха Константипопольского, которому член Имп. фамилии нанёс визит во время средиземноморского вояжа (1859):
"30 мая. Утром чудная погода, первый хороший теплый день. Ездили с жинкой на каике в город, под оба моста, мимо Терсане в Фенер, оттуда в Патриархию. После службы в Церкви, к Патриарху. У него в комнате только Султанская Тугра".
Традиционно тугра считалась символом государства и её подделка наказывалась смертной казнью.
Как форма подписи правителя, тугра получила распространение так же в некоторых мусульманских странах.
15 июня 1927 года правительством Ататюрка был подготовлен закон об удалении тугр и запрете использования их в общественной жизни.
ТУРЕЦКИЕ ТУГРЫ ИЗ БОЛГАРСКОЙ ВАРНЫ В ИНТЕРЬЕРЕ ПЕТЕРГОФСКОГО ДВОРЦА «КОТТЕДЖ».
Вызолоченная султанская Тугра вырезана на мраморной плите, привезённой, как ошибочно полагалось прежде, из крепости Варна с турецкой войны 1828-29 Николаем I, участвовавшим в осаде и взятии Варны в сент. 1828 года, и преподнесена им в дар супруге. Тут информация о дворце и фото панели тугрой, сделанное с противоположной стороны стены.
Интересно, что плита с султанской тугрой, вмонтирована перевёрнутой сверху-вниз, как бы символизируя поражение Турции.
На противопололожной стороне стены, выходящей в тамбурную прихожую в стену вмонтирована чёрная гранитная плита размером 83 см Х 96 см с тугрой-вензелем Абдул-Азиза (1861—1876) и стихотворным текстом в пяти бейтах, высеченных насталик'ом: «Абдул-Азиз хан, сын Махмуда — всегда победитель» (датируемая 1290 г. хиджры/1873—74), так же привезённая в качестве военного трофея, но уже с войны 1876—77 гг.
ОПИСАНИЕ И ПЕРЕВОД ТЕКСТА см. А.П. Векилов А.П., Памятник турецкой эпиграфики в Петродворце (Ученые записки Ленинградского университета, № 256 /серия востоковедческих наук, выпуск 7), Л. 1958.
Его величество король Захих-Шах (1914—2007) (в центре), премьер-министр, принц, сардар М. Дауд (1909—1978) и вице-президент США (36ой в должности) Ричард Никсон (1913—1994) в парадной гостиной дворца Делькуша в кабульском Арке, ещё сохраняющем первоначальную пышную отделку, выполненную в начале ХХ века и ныне частично утраченную. 1953, Кабул.
Массивный камин с пирамидальным капюшоном*, на центральной панели которого можно видеть вызолоченную тугру эмира Хабибуллы, а на полу, перед небольшим очагом — бронзовые золочёные фронты - художественное оформление каминных андиронов (подставок под дрова, размещаемых в очаге), помимо декоративной, у фронтов всегда имеется и предназначение: они препятствуют выпадению из очага прогорающих древесных угольков или угольного кокса.
В отличие от остальной первоначальной отделки помещения, камин уцелел до наших дней и периодически можно видеть на фотографиях парадных приёмов , официальных и частных встреч главы Исламской Республики Афганистан с высокопоставленными иностранными визитёрами.
* такие архаические камины с массивными пирамидальными капюшонами (capot de type "pyramidal") известны в европейском средневековье, сравни например, кабульский камин с Âtre du Scriptorium, Abbaye du Mont-Saint-Michel, France, 1225.
Увы, скан небольшого разрешения, но достаточно чёткое изображение позволяет оценить его внешний вид и оформление.
Выполнен камин из алебастрового, желтоватого с ржавчиной оттенка мрамора, топка его оформлена нишей мавританского абриса, а полка-фронтон украшена резьбой с изображением цветов и гирлянд.
На капюшоне камина - именная тугра Захир-Шаха (1933-73) в обрамлении овальной гирлянды, входящей в качестве элемента 14-ти, сменявших друг-друга государственных гербов Афганистана с 1901 по 1919 и с 1926 по 2013.
Камин, возможно, выполнен в царствование эмира Хабибуллы (1901-19).
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]