В ЗАСТАВКЕ: фрагмент барельефного изображения повелителя демонов Māra, найденный в долине Сват, неподалёку от афг. границы, провинция Хайбер-Пахтунхва, Пакистан. Песчаник, II-III в.в. н.э.
Великолепный образец гандхарского искусства. Великий Демон Māra изображён с подчёркнуто грубоватыми чертами лица, с широким плоским носом, сросшимися бровями, округлившимися глазами, с полуоткрытым ртом из которого торчат два кабаньих клыка. Голова Мара увенчана богато украшенным тюрбаном с массивным узлом.
Māra,
ماره (
मार), повелитель демонов и владыка материального мира, великий мастер всех форм искушения, олицетворение смерти, как непрерывной череды перерождений (в этом качестве в буддистской традиции нередко именуется "
мритью-мара"/मृत्यु,, "смерть").
Суть этого красавца - отвлекать человека от духовных практик путём придания привлекательности земной жизни или выдавая отрицательное за положительное.
Когда Мара, узнав о планах царевича Сиддхартха сделаться Буддой, он категорически высказался против просветлений и, чтобы прекратить медитации, к которым уже прbcтупил юноша, демон направил против будущего Будды сонмы своих чудовищ. Желая защититься от них, принц возвал к матери-Земле. Впоследствии это обращение нашло выражение в знаменитой иконографической позе мудре
Бхумиспарша/भूमिस्पर्श, «касание земли», при которой Будда изображается сидящим, при этом правая его рука касается земли кончиками пальцев рядом с правым коленом.
Большая бронзовая фигура Будды в стиле Чианг Саен
*, XVI век, Сиам (происхождение: север совр. Таиланда). Будда изображён сидящим на фигурном цоколе в дхьянасане, правой рукой, касаясь земли в мудре бхумиспарша, одетый в прозрачный сангхати через его широкое плавно закругленное левое плечо. Угловатое и полное лицо божества с опущенными веками в безмятежном выражении, его волосы изображены в причёске с плотными кудрями, над которыми возвышается типическое для стран Ю.-В. Азии, изображение уншиша, напоминающее характерное для стран региона куполлобразное завершение храмов, и увенчано стилизованным пламенем цинтамани. Бронза, покрыта глубокой зеленой и коричневой патиной.
Мара, стараясь совратить юного царевича с выбранного им пути праведности, долго ещё не оставлял своих попыток искусить его, подсылая, среди прочих видений, трёх своих дочерей: Танха (Жажда), Арти (Отвращение / неудовлетворенность) и Рага (Желание / Жадность / Страсть). Но им тоже не улыбнулась удача. Сиддхартха остался непоколебим.
В раннем буддизме Мара воспринимался с некоторой иронией - как воплощение тщетности попыток мира сбить с пути истинного того, кто нашёл свой верный и неуклонный путь к праведности. В этом смысле, всякое искушение настолько действенно и имеет над нами власть, насколько мы позволяем ему овладевать нами.
* Стиль Чиан Саен или Ланна (สไตล์เชียงแสนหรือล้านนา) художественный стиль, получивший распространение в Сиаме XI-XVIII веков. Явился своего рода сплавом художественных приёмов. характерных для буддисткой иконографии Камбоджи, Индии, Явы, Бирмы и Шри-Ланки. Изображения Будды характеризуются мягкими, текучими формами, несколько пухлым туловищем с тонкой талией, плавно изогнутыми, словно бы бескостными руками, круглым, улыбающимся лицом, высокими дугообразными бровями, крючковатым носом и, как правило, узкими губами. Сидящие Будды в основном показывают жест подчинения Мары.
Примеры.
© Страницы истории Афганистана, 2018