В ЗАСТАВКЕ: Кукрыниксы, «Конец», втор. пол. 1947-1948 гг. Холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Картину эту принято называть "вершиной творчества" Кукрыниксов, хотя это, конечно, не так или верно лишь отчасти. И тем ни менее, полотно это - своеобразный памятник эпохе, духу и приёмам агитации и пропаганды тоталитарных режимов.
Зеленовато-болотный, мертвящий колер полотна, не особо оживляют даже яркие световые пятна-вспышки, призванные оттенить застывшие, парализованные фигуры четырёх действующих лиц сцены. При всех недостатках свойственной Кукрыниксам склонности к заострённой карикатурности и некоторой заданности сюжета, общее настроение им удалось передать с беспощадной точностью.
Через распахнутую толстую бронированную дверь в комнату вваливается фюрер, словно бы издыхая, он судорожно хватается за стену безжизненной левой рукой, почти полностью обездвиженной в результате покушения фон Штауффенберга в 1944 году, голова Адольфа с лицом, напоминающим застывшую маску, экзальтированно и экспрессивно запрокинуто: таким одновременно комичным и животно-перепуганным его несомненно хотел бы видеть единственный зритель, для которого авторы, старясь уловить ожидания вождя, писали свою картину.
За спиной Гитлера некто, видимо - Геббельс, с испуганным видом всматривается в задыхающегося фюрера.
Присутствующим в комнате бывший фюрер больше не интересен: чемоданы упакованы, но бежать, кажется, уже некуда. Кто-то из них уже напился и забылся. Кто-то в ужасе сжался в комок и последнее шизофреническое представление Гитлера, напоминающего Нерона на пожарище Рима, лишено необходимых ему зрителей...
* * *
...Осенью 1871 года в старой прусской столице по просьбе канцлера князя Отто фон Бисмарка (которому любят ныне приписывать авторство десятков "высказываний" про русских и нерусских) император Вильгельм I передал для рабочих нужд пустующий дворец своего дальнего родича польскаго кн. Антона Радзивилла на Вильгельмштрассе 77.
Сидели в этом здании десятки чиновников, писали и правили государственные бумаги, занимались они этим много лет - до краха Второго Райха и позднее, уже при Веймарской республике. С 1878 здесь поселился и сам Бисмарк и именно он предложил переименовать резиденцию в Reichskanzlei.
В 1938 году любимый архитектор фирюра Альберт Шпеер (которого потом чуть не повесили в Нюрнберге) перестроил старый дворец Борсиг (на Фоссштрассе, 1, угол с Вильгельмштрассе/угол с Герман-Геринг-Штрассе), в официозно-парадном помпезном стиле неоимперской архитектуры:
плоскосные, стремящиеся к безордерности фасады с пилонами, грандиозными бронзовыми гитлеровскими орлами выполненными по эскизу Курта Шмида-Эмена, аллегорическими фигурами тевтонских воинов: Факелоносца (партия) и Меченосца (Вермахт) работы Арно Брекера, свастиками и солдатами из эсэсовского Лейб-Штандарта с карабинами на плече по сторонам парадных портиков.
До самого 1945 года их живая плоть была постоянной спутницей кирпича, искусственного мрамора, красного известняка и порфира, и настолько слилсь с ними, что стала частью этого довольно унылого, хотя и по своему грандиозного архитектурного памятника.
Рейхканцелярия вытянулась вдоль Фоссштрассе всем своим 421 метровым парадным фасадом. Внутри, вдоль большей части здания тянулась галлерея парадных залов, повторяя барочную идею версальской зеркальной галерее, призванной вести посетителя к месту проживания короля-солнца.
По идее Гитлера его канцелярия должна внушительно закрепить претензии на немецкое господство в Европе, а её галерея вела к громадному 400 кв. м. рабочему кабинету фюрера.
Ансамбль зданий должна была замыкать Триумфальная арка в честь вождя и даже были изготовлены гранитные рельефы для её декорирования, но приступить к постройке арки помешала война.
В 1935-43 годах в саду рейхсканцелярии был для Гитлера сооружён подземный бункер (Der Führerbunker), чтоб было гаду куда уползать и где прятаться, когда приблизится вплотную северный пушной зверёк: узкие и продолговатые помещения его были отведены под комнаты для постоянного проживания вождя, его окружения, обслуги и охраны.
Фюрер Великой Германии провёл в бункере последние четыре месяца своей жизни, перебравшись под его железобетонные своды 16 января 1945 года и с тех пор лишь дважды или трижды ненадолго выходил из-под земли, чтобы продемонстрировать народу что он жив и работает с документами или потрепать по щекам гитлерюгендовцев.
Сильно пострадавшая во время штурма Берлина рейхканцелярия простояла до 1950-53 годов, когда её комплекс был окончательно снесён и разобран по распоряжению Советской контрольной комиссии, а впоследствии попал в зону сооружения Берлинской стены, и на его месте много лет спустя (1987-88 годы) началось строительство жилого квартала.
Приступая к работе над полотном Кукрыниксы посетили бункер на Фоссштрассе, тщательно зарисовав его помещения, так что помимо немногих фотографий весны 45-го в распоряжении историков имеются теперь и несколько графических изображений.
Из воспоминаний Николая Александровича Соколова:
"Мы трое решаем написать картину о последних днях Гитлера и его ставки в подземелье.
В мае 1945 года прилетаем в Берлин. Первое, что необходимо для работы над задуманным полотном, - скорее попасть в бункер.
Узнав, что он находится глубоко под землей, под зданием рейхсканцелярии, и получив разрешение и сопровождающего, идем туда. С трудом карабкаясь по обломкам бывшей лестницы, спускаемся марш за маршем вниз.
Когда-то туда ходил лифт. Он сломан. Добравшись до четвертого этажа, натыкаемся на массивную стальную дверь с особыми запорами. Она открыта. Мы в бункере...
Низкое сырое помещение захламлено обломками мебели и рам от картин, осколками разбитых бутылок, кусками штукатурки. На полу масса мокрых бумаг. Неприятно пахнет какими-то лекарствами. Трудно дышать...
Начинаем быстро работать... "Ку" (Куприянов) и "Кры" (Крылов) рисовали и писали общий вид бункера. Я сделал зарисовку толстенной двери. Представили, как тут "завоеватели" ждали своего конца.
<...>
Вернувшись в Москву, приступили к работе над эскизами картины "Конец", стараясь использовать зарисовки, этюды, а главное - личные впечатления от бункера.
Решили, пусть каждый попробует сделать эскиз картины, как он ее представляет. Интересным оказалось то, что все трое решили ее композицию очень сближенно. Пожалуй, массивная дверь бункера поразила каждого больше всего.
В мастерской мы попытались воссоздать подобие бункера. Это стальная дверь, серые стены с криво висящими картинами, стол, кресла и прочее. Наладили боковое освещение, дававшее тени."
Сохранившиемся эскизные наброски 1945-46 годов свидетельтвуют о том, что общая композиция сюжета была найдена довольно быстро и впоследствии претерпела лишь незначительные изменения и уточнения.
Эскизный этюд к картине, 1945 (?), 1946 гг. (wikiart.org).
Можно видеть, что по большей части эти изменения коснулись центральной фигуры - Гитлера а тк де некоторого упрощения композиции.
___________________________________________
Кукрыниксы, коллективный автопортрет: Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николй Соколов (Сы) на фоне графических шаржированных портретов, выполненных ими (слева-направо) Дмитрия Покрасса (?), Бориса Пастернака, Мих. Светлова, Леонида Ленча (?, могу ошибаться) и Максима Горького.
КУКРЫНИКСЫ - коллектив советских художников-графиков, живописцев, книжных иллюстраторов и мастеров агитационной карикатуры в который входили действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903—1991), Порфирий Крылов (1902—1990) и Николай Соколов (1903—2000), работавшие в творческом тандеме с 1924 года.