«ТАК БЫЛО НАД НЕВОЮ ЛЬДИСТОЙ...» (Татьяне Адамович о малоизвестном портрете из собрания Русского музея).
В ЗАСТАВКЕ: Зинаида Серебрякова (1878-1927), Портрет М.А.Тройницкой. 1924. Холст, масло. 76 x 66 см, ГРМ. Инв. номер: Ж-8790.
Очень поздняя осень 1923го. Нева вот-вот встанет и уже покрылась плёнкой первого льда.
Красивая женщина в ночнухе, поверх которой надет полосатый махровый халат, сидит за лёгким завтраком, скорее, уже за десертом.
Два кольца с камнями в щитках (тёмно-красный - сердоликовая печатка и светло-жёлтый - янтарь?) - на безымянном пальце левой руки.
И взгляд... ни с какими другими временами не спутать взгляды женщин на портретах 20ых годов.
На столе перед дамой ломоть круглого хлеба на блюде, чашка в высоком блюдце - такие в те времена были в моде, сливочник-молочник завода товарищества Кузнецова расписанный васильками и колосьями, полу-очищенный лимон.
Черешинки, вызывают в памяти старинные жанровые полотна, на которых они символизировали что-то нравственное, а тут означают достаток сытых нэпманов. А вот лимон-то уж точно говорит о характере.
Серебряный нож фирмы Сазикова лежит лезвием к ней - череном к нам, что намекает на завтрак вдвоём.
Форма ножа, принятая в начале века, унаследована столовыми ножами советских времён. Её часто будут потом копировать в кольчугинском железе, мельхиоре и стали.
В одном благочестивом доме в Ленинграде 60ых годов я застал ещё такие ножи и другие предметы серебряных приборов ювелирного производства Сазиковых - с гравированными на черенах дворянскими гербами прежних владельцев, бежавших за границу или навсегда уведённых по этапу.
Перед нами
Марфа ("Мара") Андреевна Тройницкая, урожденная Панченко (1889—1954), жена первого избранного директора Государственного Эрмитажа (1918-27)
Сергея Николаевича Тройницкаго (1882-1948), видного геральдиста начала века, малороссийского дворянина, правнука
декабриста Ивана Якушкина*.
С.Н. служил в Эрмитаже ещё с довоенных времён и одно время заведовал, если не ошибаюсь, Галереей драгоценностей.
Она любительница котов и сама обладает "кошкиным характером": ревнива, остра на язык и склонна к контролю над супругом, человеком вообще покладистым, терпимым, ироничным, общительным и... влюбчивым.
Александр Бенуа, Марфу не любивший, запишет в дневнике в среду, 27 июня 1923: "Тройницкие получили свои паспорта, но теперь Марочка заныла: на кого они оставят квартиру и кота да зачем ехать и т. д. Воображаю, как она отравит Тройницкому путешествие. Стип до сих пор не может без ужаса вспоминать об их выезде в Лугано и в Италию, как она просиживала днями в отеле, никуда его не отпуская, как вообще она его мучила. Чератти признал ее тогда истеричкой. Сейчас в этой поездке у неё, несомненно, одна мечта: порыскать в Париже по магазинам. Но и эта мечта отравлена всеми рассказами о таможенных трудностях в СССР и в Германии."
Своих детей у неё с Тройницким нет, но Мара приветливо принимает у себя на директорской квартире дочерей мужа от первого брака - Наталью (1908—1957) и Елену (1913-98), в будущем жену выдающегося московского физика-теплотехника Дмитрия Тимрота (1902-92), приходившегося своей жене двоюродным братом.