В ЗАСТАВКЕ: Здание Императорского Александровского университета в Хельсинки горит в результате бомбардировки самолётами советской дальней авиации, квартал Круунунхака/Kronohagen, февраль 1944.
Здание построено классицистом
Карлом Энгелем в 1832 году. Им же и на этой же Сенатской площади возведён грандиозный, в русско-византийском стиле, евангелическо-лютеранский Николаевский собор (Nikolainkirkko - в честь императора Николая Павловича), завершённый строительством спустя десятилетие после смерти архитектора. Собор весьма напоминает Исаакиевский собор в Петербурге, хотя и значительно суше и мертвеннее своего петербургского собрата.
Дух николаевского ампира с его характерной ордерностью и жёлто-белой гаммой, стал по существу первым стилем будущей финской столицы, и этим Гельсингфорс в значительной степени обязан немцу Энгелю - уроженцу Берлина, городскому архитектору Ревеля, с 1816 года четверть века жившему в Великом княжестве Финляндском.
Памятник Александру II - последняя точка самого знаменитого ансамбля Хельсинки. Его установили лишь в 1894 году в память о восстановлении этим Государем финнскаго парламентаризма. автор его
Вальтер Рунненберг (сын великого поэта, переводчика Жуковскаго и Пушкина, Юхана Руннеберга). Он был учеником нашего Клодта и хорошим знакомцем Репина, прекрасно знавшим Италию и подолгу там жившим. Руннеберг работал для царской фамилии и через то получил и этот заказ. Умер он глубоким стариком уже в независимой Финляндии.
Помогал ему в работе
Иоганн Таканен, умерший молодым, Таканену принадлежит общая композиция и работа по лепке и отливке ряда фигур, аллегорически представляющих: Закон, Труд, Мир и Просвещение.
Государь изображен в форме финского гвардейского офицера выступающим на сейме, созванном в 1863 году.
Если мы приезжаем в Гельсингфорс до рассвета, то идём на Сенатскую площадь и завтракаем в утренних сумерках на ступенях памятника Царю-Освободителю, чем Бог послал.
На ступенях подгулявшие ввечеру горожане иногда оставляют бокалы из-под выпитого вина, так что есть куда налить и можно не тащить с собой лишнюю посуду.
Полторы сотни человек погибли при этих последних бомбардировках Хельсинки. Три с половиной сотни человек ранены.
Сидим и жуём. Перефразирую поэта Бродскаго: прямо перед нами - собор, слева от нас Государственный Совет (здание Финнскаго Сената) и бывшая резиденция финскаго генерал-губернатора, справа от нас - Университет.
А позади нету даже вокзала, чтоб сбежать при случае
*.
_______________________
* авторству Иосифа Бродскаго приписывается позабытая теперь мрачноватая шутка - чем отличается фальконетов памятник Петру Великому (1768-82) от гениального же памятника Евсеева и Щуко поставленнй ими Ленину (1926) у Финляндского вокзала в СПб.?
Пётр стоит на берегу Невы, смотрит на Университет, слева от него Синод и Сенат, справа от него - Адмиралтейство, а позади - Исаакиевский собор (в день поминовения Исаакия Далматскаго Пётр родился).
Ленин стоит на берегу Невы. Смотрит он на Большой дом. Слева от него казарма, справа от него тюрьма. А позади - Финляндский вокзал. Так, на всякий случай.
При мелких неточностях - на самом деле, Ленин стоит лицом к Большому Дому, штаб-квартире ОГПУ=МГБ=КГБ=ФСБ, в её подвалах пытали архитектора Лансере, здание это и построившего, а в подвалах были трубы, ведущие от машины-костедробилки к Неве, куда спускали кровавый фарш. Это, скорее всего - легенда, хотя Антонов-Овсеенко пишет о ней, как об историческом факте.
Слева от Ленина не одна, а даже несколько юнкерских казарм и корпусов Медико-хирургической и Артиллерийской академий, но к их созданию Ильич отношения не имел.