В ЗАСТАВКЕ: Обложка конверта пластинки фирмы «Мелодия» (СТГ, 1981, Апрелевский завод, типография АЗГ) к пластинке радиоспектакля «Али-Баба и сорок разбойников», фото: В. Плотников, худ. оформление: А. Троянкер.
ПРО СТАРЫЕ РАНЫ...
Мы — бесшумная команда, злая банда-атаманда! Мы воды в реке не мутим, убиваем, а не шутим!
— Ахмед, иди сюда. Надо поговорить. С глазу на глаз…
— Слушаю, мой атаман. Слушаю тебя… То есть, вас…
* * *
Вениамин СМЕХОВ - Сергей НИКИТИН и Виктор БЕРКОВСКИЙ
«Старые раны» («Любит Аллах в белых чалмах все вершины в горах»)
*.
Любит Аллах в белых чалмах
Все вершины в горах, а у нас -
Старые раны.
Пьёт атаман, ест атаман,
Он живёт как султан, а у нас
Старые раны.
Люди живут, пляшут, поют,
Берегут свой приют, а у нас -
Старые раны.
Утром вставай, режь, убивай,
Всё ему отдавай, а себе -
Старые раны.
Сладкие сны, мир без войны,
Мне отсюда видны все усталые страны.
Кто мне простит? Нету пути...
Мне вовек не войти в эти старые храмы
**.
Нет ни семей, нет ни детей,
Нет ни кровли своей, есть у нас
Старые раны.
Любит Аллах в белых чалмах
Честный люд в городах, а у нас -
Старые раны.
Любит Аллах в белых чалмах
Все вершины в горах, а у нас -
Старые раны.
до 1979
* Песня из музыкального радиоспектакля, позднее использованная в качестве муз. трека в т/ф «Али-Баба и сорок разбойников», реж. Олег Рябоконь, сцен. Вен. Смехов, операт. Николай Горский, худож. Лариса Луконина, «Лентелефильм», 1983, 75 мин.; фонограмма (IMDbID 0135134): "Мелодия" п/у Г.Гараняна, вокальн. синтез-группа "Панорама" п/у Михаила Ганеева, обработка и аранжировка И. Кантюкова. Исполнение: Мих. Серышев, Мих. Ганеев (вокал), Влад. Парамонов (гит), Игорь Васин (фп.), Ал-р Миттельман (клавишн.), Генн. Фёдоров (ударн), Макс. Томилин (саксоф.).
[1000 x 988 пикс., 437 Кб], вступительное слово Зиновия Герда.
** удивительно, но в 1981, при первой постановке пьесы в театре Табакова этот откровенно пародийный куплет про усталые страны и старые храмы сверхбдительная советская цензура пропустила. В 1983 фильм, прокрутив пару раз по тв, положили на полку. Среди доводов цензоров были опасения в том, что "обидятся Иран и наши (их!) арабские друзья", что Табаков, игравший главную роль, "слишком (!?) похож на еврея" и проч. Не меньшее подозрение и даже испуг у руководства Гостелерадио вызывал навязчивый смеховский рефрен про "старые раны", который, по их мнению уже прямо намекал на "события в Афганистане". До 1987 пьеса не ставилась, а затем представлена на сцене уже не менее
шести раз. В 1983 году, возможно под влиянием темы "Али-Бабы.." В. Б. Смеховым были написана пьеса "Сказки каракумского ветра" (по мотивам туркменских сказок).
В кадре: Армен Джигарханян, 3. 10. 1935 (Хасан атаман разбойников), разбойники: Владимир Тиличеев (1. 06. 1946), Изиль
*** Заблудовский (10. 07. 1927-16. 12. 2010) - "Люди живут, пляшут, поют, берегут свой приют...", Виктор Костецкий (12. 04. 1941 - 06. 11. 2014), Владимир Курашкин (22. 04. 1946) - "Мне вовек не войти в эти старые храмы", Станислав Соколов (9. 05. 1940 - 20. 08. 2010) - "утром вставай, режь, убивай...", Вадим Никитин (11. 09. 1944).
Текст песни: Смехов, Вениамин Борисович. Али-баба и другие / Вениамин Борисович Смехов. - М. : Время, 2010 (собрание сочинений в 3 тт.)
*** редкое имя Заблудовскаго - Изиль, расшифровывается как "Исполняй Заветы Ильича".
В. Смехов, 1981
С. Никитин, 1981
В. Берковский, 1981
И. Кантюков, 1981
"Мелодия", Г. Гаранян, 1981
"Панорама", М. Ганеев, 1981
СИА, 2014