В ЗАСТАВКЕ: В. Милютина, «Эрмитаж, разбитое окно», 1942
А. В. Каплун, Портрет Веры Милютиной, 1942, собрание ГЭ.
«Невыносимо хотелось есть зимой 1941 -1942 года... Как-то раз особенно щедрыми оказались матросы на Дворцовой набережной. Они кинули мне целую охапку душистых веток сосны. Весь путь домой я их грызла, дотла уничтожила и нежную кору и иглы... Весной же 1942 года трава была таким же спасением, как столярный клей, как сыромятные ремни». В. В. Милютина.
Вера Милютина, Зал Рембрандта, 1942 г. Бумага, акварель
«Сестра и брат»*, слова Борис Вахтин, Пётр Фоменко, муз. В. Баснер, из к/ф «На всю оставшуюся жизнь», Л., «Лен. ТВ», 1975 исполнение: Т. Калиниченко, П. Кравецкий.
- Сестра, ты помнишь как из боя, Меня ты вынесла в санбат? - Остались живы мы с тобою, В тот раз, товарищ мой и брат.
На всю оставшуюся жизнь, Нам хватит подвигов и славы, Победы над врагом кровавым, На всю оставшуюся жизнь. На всю оставшуюся жизнь.
Горели Днепр, Нева и Волга, Горели небо и поля. Одна беда, одна тревога, Одна судьба, одна земля.
На всю оставшуюся жизнь, Нам хватит горя и печали. Где те, кого мы потеряли? На всю оставшуюся жизнь. На всю оставшуюся жизнь.
Сестра и брат, взаимной верой, Мы были сильными вдвойне. Мы шли к любви и милосердью, В немилосердной той войне.
На всю оставшуюся жизнь, Запомним братство фронтовое, Как завещание святое, На всю оставшуюся жизнь. На всю оставшуюся жизнь.
На всю оставшуюся жизнь, Запомним братство фронтовое, Как завещание святое, На всю оставшуюся жизнь. На всю оставшуюся жизнь.
<не позднее 1971—1975>
* текст песни написан Бор. Бор. Вахтиным [30. 11.1930, Ростов-на-Дону — 12 . 11. 1981, Ленинград], ленинградским китаистом, переводчиком, литератором. В менее широких кругах Борис Вахтин имел известность, как человек близкий к диссидентскому кругу и самиздату, так он являлся участником альманаха «Метрополь» (1979). В 1975 на ленинградском телевидении был снят фильм по сценарию Вахтина «На всю оставшуюся жизнь», написанном на основе повести «Спутники» (1946), автором которой была мать Бориса Борисовича — писательница Вера Фёд. Панова [20. 03. 1905 — 3. 03. 1973]. Эта повесть уже была к тому времени экранизирована(«Поезд Милосердия», 1964), но в памяти современников суждено было остаться только этому, второму фильму, снятому режиссёром Петром Наумовичем Фоменко [13. 07. 1932 — 9. 08. 2012], явившемся так же соавтором слов песни. Зрителям запомнился великолепный актёрский коллектив: А. Эйбоженко, Л. Аринина, Эрнст Романов, М. Терехова, М. Данилов, Н. Ургант, В. Гафт, М. Булгакова, Г. Стриженов, Г. Штиль, М. Жиганов…
Вера Милютина. 1942. Фото с сайта leningradart.com
ВЕРА ВЛАДИМИРОВНА МИЛЮТИНА (1903, Петербург — 1987, Ленинград), художник, педагог. В 1932 окончила Академию художеств. Занималась оформлением спектаклей, созданием музея в Малом оперном театре, работала главным художником Ленгосэстрады. В годы Великой Отечественной войны участвовала в оборонных работах, работала над эскизами и агитплакатами в «Ленгороформлении», создала графическую серию «Эрмитаж в дни блокады»*, вместе с А. П. Остроумовой-Лебедевой принимала участие в создании альбома с видами Ленинграда — подарка жительницам Шотландии и и Уирсайда (1942). В послевоенные годы много работала как театральный художник. Коллекционер (северные народные игрушки, прялки, поделки русской дореволюционной провинции), блокадница; Мужья (первый) – Андрей Яковлев (1900 ? — 1942), художник, ум. в блокаду; (второй): Александр Семенович Розанов (11. 11. 1910-1994), музыковед, композитор, педагог, кандидат искусствоведения, знаток культуры Франции XVIII века.
Архивные материалы семейного собрания документов, бумаги, переписка, документы семьи родственников Розановых-Икскуль, автографы мемуарного характера, нотные рукописи, материалы коллекции Розанова о певице П. Виардо (995 ед. хр.) хранятся в Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга, в Архиве ГЭ так же имеется персональный фонд В. В. Милютиной.
АРХИВЫ: ЦГАЛИ СПб, личный фонд ф. 495.
О ней: Розанов А. С. - Вера Милютина и о ней. М., 1991 (автобиография, статьи В. В. Милютиной, воспоминания о ней, даты жизни и творчества, список произв. - оформление спектаклей, станковая графика, участие в выставках, перс, выставки, библиография).
* Бригаде художников блокадного Ленинграда (В. В. Милютина, А. В. Каплун, В. Н. Кучумов, В. В. Пакулин) было поручено зимой 1942 года зафиксировать разрушения в зданиях Эрмитажа. В.В. Милютина вспоминала, как морозным утром, опираясь на палку (ей было 38), она добиралась с Выборгской стороны, где она тогда жила (около пяти километров) до промерзшего Эрмитажа. В залах с выбитыми стеклами, откуда дул свирепый ледяной ветер, пятеро художников располагались на ящиках с песком среди наметенных на паркет снежных холмиков. Под ногами хрустела аметистовая крошка, в которую превратились розовые и сиреневые стекла, лежали сорвавшиеся с потолка огромные люстры. Альбом, в котором работы этих художников сохранили для нас облик блокадного музея, находится ныне в собрании Эрмитажа.
Приведу для вас одно свидетельство, которое мне довелось услышать в юности от Бориса Борисовича Пиотровского (14. 02. 1908 — 15. 10. 1990), директора Г. Э. (с окт. 1964), а в первую блокадную зиму научного сотрудника Отдела Востока. Б. Б. входил в отряд противовоздушной обороны музея и в его обязанности среди прочего входили ночные дежурства в залах. Он рассказывал, что однажды в такое дежурство (дело происходило в конце декабря 1941) он находился на своём посту в Малахитовой гостиной, когда началась бомбёжка. И вот после падения очередной бомбы в полной тишине и темноте он услышал за своей спиной приближающийся шум открываемых дверей. Одна за другой огромные створки дверей анфилады комнат, служивших в своё время апартаментами Николаю II, открывались, словно кто-то неспешно и бесшумно шествовал по залам: тяжело шелестели только полотна створок. Вот последняя дверь, ведущая в Малахитовую, слегка приотворилась и замерла — ослабевшая взрывная волна повеяла на Б. Б. морозным мраком. Он отодвинул створку и посветил фонарём: двери вереницы залов были распахнуты настеж…
Величественное и пугающее зрелище, которое он помнил до последних лет жизни.
При Романовых Малахитовая нередко использовалась, как помещение где переодевалась днём императрица, если ей надо быстро сменить наряд для очередной церемонии, из Малахитовой начинались все парадные балы.
Начинались эти балы неизменно парным выходом к полонезу: в первой паре старший в роду мужчина со старшей в семье женщиной, и далее по ранжиру. В последнее царствование в первой паре выходили хозяин соседних апартаментов Николай II и его мать вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. Во второй паре — Александра Фёдоровна и младший брат царя Михаил, наследник престола и т. д. Обходили по периметру громадную Николаевскую залу и начинали бал.
В Малахитовой обычно обряжали к венцу девушек из Царского дома.