В заставке: коллаж с использованием фото Скотта Анжера: "Старый Исхак Леви(н)", Шахр-е Нау, Кабул Размещение ТУТ, дагеротипа XIX века с изображением большой семьи афганских евреев со свитком Торы и карты Афганистана с топонимикой на иврите.
Исчезнувшая община
Израильские исследователи полагают, что евреи начали селиться в пределах современного Афганистана задолго до того, как в VII столетии эту страну покорили арабы и силой оружия стали утверждать здесь ислам. Еврейское присутствие на территории Афганистана научно доказано, на основании письменных и археологических свидетельств, с VIII века. Вплоть до XIII столетия на этих землях существовала многочисленная иудейская община, которая в вопросах права и религии подчинялась духовному руководству диаспоры в Ираке.
Большинство еврейского населения было сконцентрировано на северо-западе современного Афганистана – в области, исторически относившейся к восточным окраинам Персии. Согласно свидетельствам путешественника Биньямина из Туделы, в середине XII века в этом районе жили десятки тысяч иудеев. В то же время евреи обитали в Кабуле, Кандагаре и Балхе.
Израильские исследователи увязывают упадок этой общины с двумя факторами: насильственное и добровольное обращение в ислам (по социально-экономическим мотивам); монгольское завоевание, произошедшее в XIII веке и сопровождавшееся уничтожением городов, а также огромным ущербом торговле. Как следствие, значительная часть местных евреев ассимилировалась, многие другие мигрировали в Бухару, Индию и Китай. Впоследствии остатки иудейской общины средневековья смешались с новыми еврейскими переселенцами из Персии, которые спасались от гонений шиитских фанатиков на родине, либо искали возможности заработать на торговле с восточными странами.
Не случайно, к середине XIX столетия первое место по численности евреев среди городов Афганистана занимал Герат, находящийся близ границы с Ираном. Та же ситуация сохранялась в 30-х и 40-х годах прошлого века. К тому времени еврейское население Афганистана составляло 4000-5000 человек. Они были расселены по 12 городам, среди которых выделялись Герат, Кабул и Балх.
В первые десятилетия XX века положение афганских евреев заметно ухудшилось. Многие разорились из-за спада в региональной торговле, вызванного гражданской войной в Русском Туркестане, а также вследствие растущей конкуренции со стороны индийских купцов. Антисемитские настроения, которые до того выражались в дискриминации по религиозному признаку, в 30-е годы заметно усилились под воздействием агентов влияния нацистской Германии. В 30-х – 50-х годах были введены новые ограничения по отношению к евреям. Кроме того, что они должны были платить традиционный подушный налог, их перестали принимать на госслужбу, а также им запретили заниматься многими профессиями. К этому прибавились катастрофические для общины последствия голода 1944 года. Чтобы не умереть, около тысячи евреев были вынуждены распродать все имущество, а многие, в поисках лучшей доли, затем переселились в Индию. В конце 1948-го еврейские лидеры Герата обратились с воззванием к иранским соплеменникам, в котором описали чрезвычайно плачевное положение своей общины и молили о помощи.
На фоне всяческих ограничений и бедствий еще в 80-х годах XIX века первые афганские евреи стали переселяться на родину предков. В 1914 году их численность на Святой земле составляла около ста человек, в 1929 – 330, в 1948 - 2200. До образования Государства Израиль наибольшее количество репатриантов из Афганистана пришлось на период 1932-38 годов (720), что стало следствием активной работы нацистских эмиссаров в этой стране.
До Первой мировой войны выходцы из Афганистана селились в основном в Иерусалиме по соседству с евреями из Персии и Русского Туркестана. Некоторые обосновались в Хевроне, Цфате и Тверии. В 1926 году на территории подмандатной Палестины был образован Комитет общины афганских евреев. В 30-е годы многие молодые репатрианты из Афганистана вступали в подпольные праворадикальные организации ЭЦЕЛЬ и ЛЕХИ, принимая активное участие в борьбе против британских властей.
На момент образования Государства Израиль в Афганистане еще оставались около 4000 евреев, 1050 из них жили в Герате. Около сотни представителей общины были богатыми людьми, остальные влачили нищенское существование.
В 1948-51 годах 2300 человек репатриировались в Израиль. В 1972-м общая численность здесь выходцев из Афганистана составляла 3800 человек. В 1973 году в этой стране еще оставались около 200 евреев. Шесть лет спустя, после вторжения советских войск, Афганистан покинули семьи наиболее зажиточных евреев, многие эмигрировали в страны Западной Европы и США. По данным Всемирного еврейского конгресса, в 1980 году кабульскую синагогу по субботам посещали около 150 человек. Через пятнадцать лет беспрерывной войны количество евреев сократилось приблизительно до десятка, а с 2005 года в Афганистане остался один последний еврей - Звулун Симантов.
Вить, спасибо, добавлю к твоему материалу небольшое приложение. А самая тема очень интересна и многогранна - евреи жили в Афганистане с VIII века и за протекшие века стали частью истории страны и населяющих её народов. Набросал текст, по впечатлению от прочитанных сейчас нескольких статей о Зебулоне Симентове. Будет время, перепишу во что-нибудь более серьёзное
Когда в феврале 1989 года из Кабула ушли советские войска, в городе оставалось приблизительно 300 евреев, но в последующие тревожные годы иудейская община продолжала сокращаться, и уже к 1996 году в столице Афганистана проживало всего 10 её представителей. Вот при таких обстоятельствах приключилось трагикомическое противостояние последних смотрителей общинного молельного дома в Кабуле, и распря эта довела их обоих до беды. Одним из них был престарелый Исхак Леви, второго звали Зебулон Симентов. Предметом спора была святыня. Евреи выясняли, кто из них двоих похитил 400 летний свиток Торы, старейший из сохранившихся в Афгане.
В самый разгар свары в Кабул победоносно вступили белозубые бородатые талибы. Когда дым рассеялся и смолкли пулемётные очереди, в тишине притихшего города до их ушей донеслись истошные крики из синагоги на Цветочной улице и новые хозяева Кабула сурово насупили брови. Через пару недель оба спорщика были арестованы: Леви забрали в предрассветном мороке, Зебулона на закате того же дня. Оба еврея были допрошены, а Зебулон к тому же жестоко пытан, с целью выяснения подробностей истории исчезновения Торы. Восьмидесятилетний без малого старик обличал Симантова в том, что дом молитвы превратил он в притон и бордель, с дыбы на обвинения эти отвечал Зебулон, что старик покрал и распродал в нощи все ценные вещи, не гнушаясь сбывать и священную утварь.
Помимо взаимных обвинений, которыми осыпали друг-друга эбрейли, исламские следователи были немало взволнованы поступившими на обоих инородцев доносами, уличающими их в шпионаже против воинов ислама, что, впрочем, несмотря на проведённое отдельное дознание, не нашло подтверждения. Зато нашлась Тора, но только для того, чтобы быть уже окончательно похищенной вышеупомянутыми талибами. Они так же унесли с собой выполненные из серебра предметы иудейского культа: указку Торы – яд – изящную серебряную палочку, заканчивающуюся кистью руки с указующим перстом и серебряную же кружку для омовения рук. До прихода талибов Зебулон имел небольшой доход от продажи ковров, теперь скромному гешефту пришёл конец, так как молодые бородачи забрали и ковры и мёбель и вообще всё, что привлекло их внимание. Когда охая и кряхтя, евреи добрались до синагоги, там было шаром покати. Война.
А ведь внешне забурилось всё с пустяка: молодой и честолюбивый Зебулон, предполагая стать смотрителем синагоги, принялся настойчиво предлагать старику Леви репатриироваться в Израиль, упирая на то, что холодные зимы высокогорного кабульского плато вредны де его здоровью, ибо приводят к сгущению старческой крови, вызывают ломоту в костях и дрожащее сердцебиение. В Земле же Обетованной всё будет по-другому: и "упокоишься ты с праотцами на горе Елеонской", жмуря глаза и запрокинув голову, торжественным речитативом предсказывал Зебулон старику завидное будущее.
Ещё с конца 60-ых Леви был смотрителем кабульской синагоги, хранил священные предметы, запирал двери и отпирал их и собирался совершать это до дня, когда призовёт к себе Всемогущий Судия. Старик отговаривался тем, что здоровье его в руце Божией… Что по крайности, готов он упокоиться и в кабульской землице. И тогда Зебулон приступил к нему уже с более основательными претензиями – в участии в гадании, в предсказывании будущего и в продаже еврейским женщинам всяких снадобий… Оба жили под одной крышей и не было мира под оливами.
Потом ушли талибы и пришли американцы и европейцы.
Утром 26 января 2005 Зебулон вошёл в коморку синагоги, в которой сорок лет прожил его неуступчивый соперник. Старый Исхак Леви лежал мёртвым на полу. Американским офицерам пришедшим констатировать смерть, Симентов объявил, что покойный "был очень плохим человеком и пытался меня убить, но теперь тут Я ЕВРЕЙ и Я тут ХОЗЯИН". Он не выглядел огорчённым. Смерть старика сделала его единственным евреем в Кабуле.
Он живёт близ развалин синагоги в глинобитном домике на Цветочной улице: последний смотритель синагоги, последний из тех, кто открывает и закрывает двери. Он пребывает в бедности, почти нищете и уже полном одиночестве: жена и обе дочери его живут в Израиле, но Зебулон остаётся тут и славит волю Господа. «Я не хочу, чтобы моё иудейское наследие было стёрто без следа. Мой отец был раввином и мой дед был раввином, мы были большей верующей семьёй».
* - в различных источниках годом рождения Симентова указываются так же 1959 и 1961.
** - согласно большинству ранних публикаций, Зибулон родился в Туркмении, но в статьях последнего времени местом его рождения чаще называется Герат.
Аннотация к показу по французскому ТВ фильма «Кабала в Кабуле» (Caballe a Kaboul, France/Belgique. 2006.Couleur. VO. un film de Dan Alexe; премьера 15 ноября 2006). Из аннотации, зазывающей зрителя не пожалеть пары монет: «Они пережили русских и талибов. Исаак и Забулон – они такие разные… они живут в изоляции, с редкими встречами, погружённые в равнодушие и враждебность…»… на русской странице портала «Кинопоиск» историю противостояния двух сторожей представляют ещё более увлекательно: «Трогательный Исаак и брутальный Забулон живут в разных концах старой синагоги; они бывшие друзья, а ныне враги и конкуренты».
* * *
Забавная деталь: именем для своего фильма Дан Алексе выбрал название почти позабытого романа G. de Wargny и M. J. Auroux с описанием «восточных приключений» на фоне войны в Индокитае, изданного «Le Dinosaure» в 1966 году. Кабул в этом чтиве использован лишь как эффектная туземная декорация, впрочем сюжет Уоргни и Ору не претендует ни на что более, чем то, что изображено на обложке.
אִלּוּ הֶאֱכִילָנוּ אֶת הַמָ Если бы Он кормил нас манною,
וְלֹא נָתַן לָנוּ אֶת הַשַּׁבָּת но не дал бы нам Субботу,
דַּיֵּנוּ нам и этого было бы достаточно!
«Ilu he'echilanu et haman, v'lo natan lanu et hashabbat, dayeinu!»
Традиционно, евреи Афганистана во время пения благодарственного гимна т. н. «Дайену»* в праздник Песах, при словах строфы אִלּוּ הֶאֱכִילָנוּ אֶת הַמָּן (Ilu he'echilanu et haman) «Если бы Ты [только] накормил нас манной», ударяли друг друга по голове пучками зелёного лука. С таким пучком изобразил в июле 2008 года Симентова неизвестный мне по имени художник.
* буквальный перевод названия этого песнопения звучит «нам и этого было бы достаточно», в тексте перечисляются благодеяния Господа народу и после каждого упоминания поётся рефрен «דַּיֵּנוּ»
В рисунке иллюстрируются слова Зебулона Симентова: «Я буду один читать тут Писание и поминать Обетование и сам себя буду ударять пучком лука».
Большинство израильских евреев афганского происхождения – выходцы из Герата.
Община израильских евреев афганского происхождения, состоящая из нескольких тысяч человек, по сравнению с диаспорами евреев-выходцев из Ирана, Ирака или Марокко очень невелика и больше похожа на большую семью, где все хорошо знают друг друга. Являясь частью израильского общества, они, тем не менее, ощущают свою принадлежность к Афганистану.
До сих пор не существует точной статистики об общей численности афганских евреев, переехавших в Израиль. Однако можно говорить о том, что их количество не превышает 6 тысяч человек.
Эмигранты первой волны, которая совпала с 30-40-ми годами 20 века, были ремесленниками и торговцами. Они приезжали в Палестину в основном незаконным путем и селились недалеко от исторического центра Иерусалима в беднейшей части города, которая в те времена считалась небезопасным местом. Некоторые из них участвовали в сражениях с британцами в рядах ополчения под руководством Менахема Бегина, а затем и в первой арабо-израильской войне.
Вторая и основная волна эмиграции афганских евреев началась после образования государства Израиль в 1948 году и пришлась на 50-60-е годы прошлого века. Многие из этих переселенцев были вывезены из Афганистана детьми, но и сегодня, находясь в преклонном возрасте, они по-прежнему говорят на дари, бережно хранят детские впечатления об Афганистане и тепло вспоминают о том, как жили бок о бок с мусульманами. «Я не израильтянин … я афганец … я до сих пор говорю, что я афганец. Все, что там было, было прекрасным…», - говорит в интервью «Би-би-си» один из евреев афганского происхождения. Однако и те из них, кто родились в Израиле, ощущали свою особую причастность к Афганистану и стремились выучить дари.
На сегодняшний день социальный состав израильских евреев афганского происхождения весьма разнообразен. Среди них встречаются ученые, писатели, художники, журналисты, бизнесмены, адвокаты и государственные служащие, сделавшие хорошую карьеру в официальных структурах. К примеру, нынешний посол Израиля в Португалии принадлежит к семье евреев-выходцев из Афганистана. Подобные эмигранты уже полностью ассимилировались в жизнь израильского общества, свободно владеют ивритом и считают себя израильтянами. Эта тенденция особенно ясно прослеживается среди израильской молодежи афганского происхождения. Некоторые из этих молодых людей все еще понимают дари, но уже не разговаривают на нем. Своим израильским сверстникам они предпочитают говорить о том, что приехали из Ирана, поскольку до событий 11 сентября 2001 года многие из молодых израильтян даже не подозревали о существовании такой страны, как Афганистан, и искренне удивлялись, услышав о том, что в Афганистане есть евреи.
Последняя волна афганских евреев переехала в Израиль после 1980-го года. Многие из них говорят, что если бы ни вторжение советских войск, они не покинули ли бы Афганистан. Один из таких эмигрантов, бывший торговец коврами вспоминает: «Там была работа, там было свое дело, там было все, и все было хорошо». Они с женой при помощи спутникового телевидения регулярно следят за тем, что происходит в Афганистане, однако на вопрос о том, не собираются ли они вернуться в Герат, отвечают: «Мы очень любим Афганистан, но здесь нам удобней. Там мы боялись выходить из дома. Женщины должны были носить чадру. Здесь мы чувствуем себя свободными и здесь нам хорошо».
Интересные сайты, посвящённые общине афганских евреев в Государстве Израиль: статьи об истории землячества, очерки биографические справки об "афганцах- солдатах ЦАХАЛ, сложивших головы в войнах Израиля с его соседями (начиная с 1948 года), музыкальных инструментах, книгах, синагогах и т.д. АФГАНИМ (иврит) и АФГАНИМ ОРГ (англ. и иврит).
Одно из нескольких древних иудейских кладбищ Афганистана расположено на холме Kushkak близ минарета Джам в уезде Шахрак, провинция Гор (Гур).
Надгробный камень с надписью (XII в. ?) Верхняя строка надписи: «Иаков сын Авраама». Вторая строка: «сын Исаака ...». Кладбище неподалёку от минарета, начиная ещё со средневековья, неоднократно подвергалось разорению и разграблению. В настоящее время некоторые стелы лежат у подножия холма, на котором располагается некрополь (XII – XIV вв). Кладбище было обнаружено в 1960-ые годы итальянским архитектором Андреа Бруно, некоторые из памятников позднее были перевезены в Национальный Музей в Кабул. А. Бруно вторично посещал местность минарета Джам в 2002 года.
Литература: Lorenz S. Leshnik. Ghor, Firuzkoh on the Minar-i-jam // Central Asiatic journal, Wiesbaden, 1968, Volume 12, p. 36-49; «Minareto di Jam : ultimo testimone del "Day After"» / Alessandro Garnero. - Fot. c.. - Contenuto in: L'architettura : cronache e storia. - N. 482 (1995), p. 794- Presentato il progetto di restauro del minareto afgano sfuggito alla furia di Gengis Kan.
Последнему еврею Афганистана грозит разорение, так как кебабы больше не продаются...
Зебулон Симинтов (Zabulon Simintov) всегда снимает ермолку, которую носят еврейские мужчины, перед тем, как войти в свой ресторан, расположенный в обветшалом строении, в котором также находится последняя в Афганистане синагога.