Приветствую Вас Гость!
Вторник, 20.04.2021, 06:47
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

в/ч 2033 [3]в/ч 2042 [5]в/ч 2066 [12]в/ч 2072 [4]
в/ч 2099 [9]в/ч 9878 [2]«ВОСТОЧНИКИ» [7]ГВОЗДИКА [3]
«КАСКАД» [6]КОРПУС ПОГРАНСТРАЖИ [29]

Главная » Фотоальбом » ПОГРАНЦЫ » КОРПУС ПОГРАНСТРАЖИ » ДВА СТАРЛЕЯ - ЧЕТЫРЕ ЗВЕЗДЫ

ДВА СТАРЛЕЯ - ЧЕТЫРЕ ЗВЕЗДЫ

борттехники вертолёта МИ -8 МТ, участники афганской войны в составе верт. эскадрильи 23-го Душанбинского авиаполка Погранвойск КГБ СССР старлеи Николай Валентинович Царегородцев и Алексей Ибатулин, Душанбе, ок. 1988 года
263 2 5.0

Добавлено 15.05.2020 baktria

Всего комментариев: 2
+1  
1 baktria   (15.05.2020 15:49) [Материал]
ФОТО ЗАСТАВКИ: борттехники вертолёта МИ -8 МТ, участники афганской войны в составе верт. эскадрильи 23-го Душанбинского авиаполка* Погранвойск КГБ СССР старлеи Николай Валентинович Царегородцев и Алексей Ибатулин, Душанбе, ок. 1988 года.



Первый свой орден Красной Звезды лейтенант Царегородцев получил за участие в бою в районе Имам-Сахиба в окт. 1986 года:

...экипаж майора В.И. Еремина (старший летчик-штурман капитан Неутолимов, бортовой техник лейтенант Царегородцев) вновь продемонстрировал своё высокое летное мастерство. При выполнении боевого вылета на авиационную поддержку атаки экипаж обнаружил банду в количестве 50 человек.

На виду у наших подразделений завязался настоящий поединок между бандитами и экипажем вертолета. Снизу из 4–5 точек неслись разноцветные огненные трассы. Вертолёт сделал четыре захода в атаку, в результате которых противник был полностью уничтожен. ( И.М. Чупров, В.С. Новиков, «ИСТОРИЯ АВИАЦИИ ПОГРАНИЧНЫХ ВОЙСК», гл 4 Участие авиации пограничных войск в Афганских событиях, С. 177).

Обстоятельства боя, за который ст.л-т Царегородцев был награждён своим вторым орденом Крсной звезды, таковы:

10 февраля 1988 года в районе кишлака Абдульназарбек в зоне ответственности Московского погранотряда при высадке десанта на высокогорные площадки вертолёт командира эскадрильи майора С.И. Болгова получил три прямых попадания из гранатомета: в правый двигатель, в грузовую и пилотскую кабины.

Будучи контуженным, С.И. Болгов на одном двигателе сумел посадить поврежденный вертолет на нейтральной территории, но в зоне огневого воздействия противника. Жизнь экипажа, десантников была спасена, но взлететь было уже невозможно.

В этой критической ситуации ведомый экипаж капитана Валерия Леонидовича Петрова, высадив десант, нанес ракетный удар по позициям бандитов, уничтожив несколько их огневых точек. Не задумываясь, Петров принимает решение произвести посадку рядом с подбитой машиной своего командира.

Трижды заходил он на посадку. Вертолет получил 16 пулевых пробоин, отказал левый двигатель и тем не менее В.Л. Петрову удалось сесть и подобрать пострадавший экипаж майора С.И. Болгова. Взлет капитан В.Л. Петров произвел на одном двигателе. Под огнём противника выполнил набор высоты и благополучно доставил сбитый экипаж на базовый аэродром. Жизнь боевых друзей была спасена.

За этот боевой вылет экипаж был представлен к государственным наградам. Командир экипажа капитан В.Л. Петров к ордену Ленина, старший летчик-штурман лейтенант В.В. Усов к ордену Красного Знамени, бортовой техник старший лейтенант Ю.А. Крюков к ордену Красной Звезды.

Награждён был и сбитый экипаж. Командиру майору С.И. Болгову, старшему лётчику-штурману П.Н. Ломтеву, бортовому технику старшему лейтенанту Н.В. Царегородцеву вручили ордена Красной Звезды.

Упоминается ст. л-т Царегородцев и в первом томе коллективной монографии «Пограничники в огне Афганистана».

* 23 ОАП ПВ КГБ 23 отдельный ордена Красной Звезды авиационный полк пограничных войск КГБ (в/ч 9809) был сформирован 13.04.81 как 23 Отдельная авиационная эскадрилья ПВ КГБ. дислокация полка г.Душанбе республика Таджикистан. Полк принимал участие в боевых действиях на территории Афганистана, уничтожал бандформирования в приграничных районах Афганистана, поддерживал наши пограничные гарнизоны, проводил эвакуацию раненых, больных и так далее.

+1  
2 baktria   (15.05.2020 15:52) [Материал]
О ст.лейтенанте А. Ибатулине упоминается в книге Андрея Мусалова «Зелёные погоны Афганистана» :

...Один вылет запомнился особенно. Во время очередной операции вертолеты должны были поддерживать действия наземных подразделений. Ми-24 наносили ракетно-бомбовые удары по опорному пункту, а Ми-8 занимались обеспечением.



В разгар боев наш экипаж получил задачу эвакуировать раненых. Вертолет добрался до точки эвакуации, подобрал раненых, поднялся в воздух. Неожиданно в эфире послышалось: «Падает горбатый! Сбит!» Подбитой оказалась машина лейтенанта Стрельцова, напоровшаяся на огонь ДШК– При падении Стрельцов сумел развернуть вертолет хвостовой балкой к земле. Удар ослаб, и экипаж выжил. Однако бандиты были рядом, следовало поспешить на выручку. Наш экипаж оказался ближе всех.

Болгов быстро обнаружил сбитого «горбатого» и направил свою машину к месту падения. Боевики тут же перенесли огонь на транспортный вертолет. На машину обрушился шквал огня. От попаданий загорелся и вышел из строя левый двигатель. Сработала система пожаротушения, и вертолет продолжал оставаться в воздухе.

Когда зависли около сбитого вертолета, на землю спрыгнул борттехник – старший лейтенант Алексей Ибатулин.

Под плотным огнем противника он добежал до Ми-24, прикладом автомата разбил фонари кабин пилота и оператора и помог им выбраться наружу. Едва спасенные оказались на борту Ми-8, вертолет взлетел. Вся машина была в отметинах от вражеских пуль, однако ни раненые, ни спасенные вертолетчики не пострадали.
_______________________________________

ГРУСТНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ:

Страшная трагедия настигла Н.В.Царегородцева годы спустя после завершения афганской войны - в октябре 2002:

"В пресс-бюро внутренних войск МВД РФ сообщили, что в скорбный список вошли подполковник Александр Володин; штурман капитан Павел Бородин; старший бортмеханик, старший лейтенант Владимир Царегородцев и начальник связи части внутренних войск, капитан Евгений Муравьев.

Напомним, что вертолет потерпел катастрофу во вторник в районе Ханкалы, где расположен штаб Объединенной группировки федеральных войск на Северном Кавказе. На месте падения Ми-8 работает следственная группа.

Эксперты не исключают, что Ми-8 могли сбить боевики из переносного зенитно-ракетного комплекса. Свидетели катастрофы видели, как вертолет завис в воздухе, затем начал падать, вращаясь вокруг своей оси. С высоты 20 метров вертолет резко пошел вниз и при ударе о землю разрушился.

По сообщению из Грозного, следственная группа сегодня обнаружила бортовые самописцы вертолета. По словам представителя штаба Объединенной группировки войск на Северном Кавказе, сегодня же планируется начать расшифровку записей, сообщает ИТАР-ТАСС." (ntv.ru).

Владимир Николаевич Царегородцев [14.04.1976, Марийская АССР, ныне республика Марий Эл - 29.10.2002, Ханкала, Чечня], ст. лейт. виации ВВ РФ, Кировского ВАТУ, выпуск 1997. Служил в авиации ВВ МВД РФ, в Моздоке. Награжден медалью Нестерова. Погиб в вертолёте, сбитом ПЗРК над Ханкалой. Награжден посмертно орденом Мужества. Похоронен на родине, в п. Новый Торьел, республика Марий Эл. [материал сайта училища, 19.1.2008, 21:20].

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]