Приветствую Вас Гость!
Пятница, 23.04.2021, 05:56
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

КАБУЛ [36]TAPA-E TAJBEK [23]DARULAMAN PALACE [9]OTHER AREAS [30]
Балх [12]ГЕРАТ-БАДГИС [30]Калай-и Нау [2]Мазар-и Шариф [33]
Пул-и Хумри [1]СРЕДНЯЯ АЗИЯ [9]Тахар-Бадахшан [11]Ташкурган (Хульм) [144]
Фарьяб-Джаузджан [3]

Главная » Фотоальбом » ГОРОДА И ВЕСИ » ГЕРАТ-БАДГИС » СИНАГОГИ ГЕРАТА

СИНАГОГИ ГЕРАТА

Внешняя (южная) стена Бейт Кнессет Мелах Ашер в Герате (до реставрации), фото ок. 2010. Несколько фотографий синагог Герата (ко дню рождения Н. Тенненбаум).
133 2 5.0

Добавлено 25.07.2020 baktria

Всего комментариев: 2
+1  
1 baktria   (25.07.2020 15:27) [Материал]
В ЗАСТАВКЕ: Внешняя (южная) стена Бейт Кнессет Мелах Ашер в Герате (до реставрации), фото ок. 2010.

НЕСКОЛЬКО ФОТОГРАФИЙ СИНАГОГ ГЕРАТА (ко дню рождения Н. Тенненбаум)



* * *



И после неё (снимок ок. 2016)


Со времён раннего Средневековья Герат и Балх были традиционным местом проживания евреев в Восточном Хорасане. Каждый из этих громадных городов, насчитывал временами более миллиона жителей.

Впрочем, и в позднее Средневековье, а так же и Новое время гератская иудейская община оставалась второй-третьей по численности общиной (наряду с персидским Мешхедом). В трудные для Мешхеда 1839-40 годы, 200 еврейских семей из за гонений и принуждения к принятию ислама, переселились в Герат, значительно усилив еврейскую общину города.К середине прошлого века численность еврейского населения Герата стабилизировались приблизительно на 2 тысячах человек.

В 1933 г. евреям Афганистана было разрешено жить только в Герате, Кабуле и Балхе и запрещено покидать места своего проживания без особого разрешения. "Они предпочитали селиться в отдельных кварталах, а в Балхе даже закрывали ворота еврейского квартала на ночь. Евреи платили ежегодный подушный налог, а с 1952 г., когда их перестали брать в армию, — особый налог за освобождение от воинской повинности" (Кратк. ЕЭ, "Афганистан", eleven.co.il).

В Герате к середине XX в. действовали четыре синагоги, причём единственная сохранившая до наших дней не только стены, но даже часть внутренней и внешней (фасадной) отделки - синагога Йоав, была второй или третьей по величине.

По традиции три синагоги Герата именовались по имени их раввинов и названия молитвенных домов менялись со вступлением в должность очередного настоятеля. На момент своего закрытия они именовались Рабби (Молла) Шмуэль (Шмуль), Рабби Гарджи и рабби Йоав/מולא שמואל, מולא גארג'י ומולא יואב.

Четвёртая и самая крупная ("хоральная") синагога Герата именовалась Гюль/Голь или Голаки /گل, گلکی/גול, או גולאקי.



Молельный зал Бейт Кнессет Мелах Ашер в Герате в период использования здания в качестве детского приюта.


Традиционным собирательным наименованием хорасанских евреев, относимых к т.н. бухарским евреям было - мошхади (т.е. "мешхедские"), этот катойконим использовался в XVI-XIX веках и в отношении гератских евреев/היהודים של הראט на правах своеобразного эндоэтнонима.

Этим же термином именовались и члены маленьких (иногда крохотных, насчитывающих не более двух десятков человек) иудейских общин городков и н/п нынешнего северного Афганистана: Ташкургана/תאשכרגאן, Балха/באלך, Маймене/מאיימאנה, Кала-и Нау/на карте: קלי נוו, Шибергана/שיברגן и др.

+1  
2 baktria   (25.07.2020 15:31) [Материал]
Четыре синагогальных комплекса в Герате были построены в соответствии с потребностями общины, с обязательным в таких постройках большим внутренним двором (для молитв в жаркое время года), миквой (ритуальный бассейн для омовения перед молитвой); при этом, все четыре здания ориентированы на запад (т.е. на Иерусалим), однако, входы в них а, следовательно и парадные фасады, были с разных сторон: так, Гюль имела вход с северной стороны, там же в начале коридора располагался и шкаф для обуви, которую оставляли молящиеся; Синагога моллы Гарджи имела два входа - с севера и юга и т.д.



план первого этажа синагоги Молла (Рабби) Йоав / מולא יואב в Герате в еврейском квартале Махалля-ий Мусахийя (Афганистан, Восточный Хорасан), 1393
.

Последняя синагога общины (Йоав) окончательно покинута ещё в 70ые годы и подобно остальным иудейским молельным домам, сменила за последующие десятилетия несколько хозяев: одно время в 2000-2010 годы в ней располагался детский сад, в 2010-ые годы постройка использовалась под жильё. В 2015-16 годах часть зальных перекрытий южной стороны, перекрытия и внешних стен северной стороны рухнули (оба разрушения произошли в центральной части здания).



Росписи по штукатурке с растительными и орнаметальными персидскими мотивами в синагоге Молла Йоав/ בית הכנסת מולא יואב


В различной степени сохранности в Йоав до наших дней уцелели молитвенный зал со ступенчатым возвышением (бимой - ковчегом для Торы), женская галерея, часть деревянных решёток галереи, росписи стен и несколько ивритских граффити на стенах, очевидно, недавнего происхождения.



Все синагоги Герата были двухярусными, что хорошо видно на прилагаемых снимках, они имели большой прямоугольный молитвенный зал с углублениями в стенах (небольшими нишами), которые служили в качестве полок для предметов религиозного культа: тефиллина, талит, свитков Торы и т. д.

"Свитки Торы были написаны не в Герате, а привезены из Палестины, Персии и Вавилона. Они были помещены в деревянные ящики, обтянутые бархатом, украшенные серебром и золотом и "гранатами" ('רימונים')*, сделанными из серебра, а сверху были укрыты разноцветными шёлковыми платками (Бен-Сион Джошуа, "мандхи Исраэль в Афганистане хануси Мешхед в Иране", публикация Моссада Бялика, Иерусалим, 1992, стр. 336).



В синагоге Молла (Рабби) Йоав/בית הכנסת מולא יואב


Можно предположить, что достаточно грубо обработанные полы этих молитвенных зданий покрывались коврами. Ханегби и Янив указывают, что скамейки в синагогах появились лишь в самом конце существования общин, а до этого "согласно традиции, мужчины обычно сидели вокруг стен синагоги лицом к ковчегу, а перед ними вокруг ковчега сидели мальчики".



Разрушения в синагоге Молла (Рабби) Йоав .



лестница на женскую галерею синагоги Молла Шмуля מולא שמואל

Боковые крылья зданий и входной вестибюль "образовывали постамент для второго этажа, который служил местом размещения женщинам".




Судя по устроенной в восточной стене быв. синагоги Молла (Рабби) Йоав молитвенной ниши - михраба/מחראב, здание использовалось в качестве мечети.


До второй половины ХХ века синагоги освещались масляными и керосиновыми лампами, и лишь в 50ые годы минувшего века в здания было проведено электричество.

При написании использовался тексты "אפגניסתאן, בית הכנסת והבית היהודי שנת תשנ"/ Афганистан: Синагога и еврейский Дом (под редакцией Зоара Ханегби и Бараха Янива), Иерусалим, 1991, Бен-Сион Джошуа, "мандхи Исраэль в Афганистане хануси Мешхед в Иране"/מנדחי ישראל באפגאניסתאן לאנוסי משהד באיראן, публикация Моссада Бялика, Иерусалим, 1992, стр. 336, и фотографии ряда англоязычных (в т.ч. afghanim.co.il), италоязычных и ивритоязычных (в т.ч google.co.il и daat.ac.il) сайтов сети Интернет.

* римоним, украшения в виде плодов граната (ивр. רימונים), обычно снабженный бубенчиками – в память о бубенцах на одеянии первосвященника Иерусалимского храма.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]