Э. Гау, Турецкая комната в Екатерининском дворце Царского Села, акварель, ок. 1852, собрание Государственного Эрмитажа. КОЕ-ЧТО ИЗ ТОГО, ЧТО В 1928 ГОДУ ВО ВРЕМЯ СВОЕГО ВИЗИТА В СССР ВИДЕЛ АФГАНСКИЙ КОРОЛЬ АМАНУЛЛА. Продолжение темы НА ПЛАЦУ
В ЗАСТАВКЕ: Э. Гау, Турецкая комната в Екатерининском дворце Царского Села, акварель, ок. 1852, собрание Государственного Эрмитажа.
КОЕ-ЧТО ИЗ ТОГО, ЧТО В 1928 ГОДУ ВО ВРЕМЯ СВОЕГО ВИЗИТА В СССР ВИДЕЛ АФГАНСКИЙ КОРОЛЬ. Продолжение темыНА ПЛАЦУ
Т.н. «Турецкая», «Азиятская» или «Восточная комната» Большого Екатерининского дворца в Царском Селе (архитектор Ипполит Монигетти, архитекторские помощнии А. И. Тихобразов и Л. П. Феррацини; нач. 1850-ых годов), одна из комнат половины Цесаревича Александра Николаевича на первом этаже в Зубовском флигеле - типическая дань "восточной" моде, получившей распространение при европейских дворах и в аристократическом обществе в конце XVIII-го - середине XIX-го веков.
Во дворцах и частных особняках в подобном "мавританском стиле" оформляли иногда курительные комнаты на мужской половине.
Князь Василий Федорович Гагарин* на восточной софе. Неизвестный художник первой четверти XIX века. Из собрания Государственной Третьяковской Галереи.
Но данный интерьер является не просто выставкой восточных редкостей , но призванный напоминать о славных победах русского оружия над турками и персами (тема вошедшая под своды царскосельских парков ещё при Екатерине Второй), целиком выдержан в стилистике "восточной" комнаты, что придаёт ему особую красоту, оригинальность и своеобразный шарм мужского жилища. По особому нарядна "Турецкая" на фоне обычно по спартански скромных жилых и рабочих комнат будущего Освободителя олгар.
Окнами "Турецкая" выходила в Собственный садик.
Относительно небольшой интерьер, ставший при последних царствованиях своего рода мемориальным и никогда не перестраиввшийся, к сожалению, полностью утрачен с разгромом дворца в 1941 году.
От его обстановки уцелело некоторое количество вещей, преимущественно те экспонаты, которые удалось эвакуировать вглубь страны или в Ленинград накануне прихода немцев.
Потолок комнаты был украшен сложной геометрической полихромией росписью со строгими членениями композиции рисунка.
Фонарик-лампада, центральный фонарь и люстра на восемь свечей, Петербургский казенный гальвано-пластическом завод грц. Максимилиана Лейхтенбергского (зятя Николая I), автор эскиза: Генрих фон Мейер, 1852, коллекции ГМЗ «Царское Село».
Зал освещался симметрично развешенными подвесными светильниками (созданы по проекту художника И.Г. Мейера): более массивный бронзовый шестиугольный фонарь с масляной лампой внутри, с вставками из цветных стёкол и двенадцати флаконов из бесцветного стекла с синим и красным рисунком, вокруг - четыре ажурных дисковых люстры, выполненных из золочённого шпиатра с декоративными флаконами в форме сталактитов, наполненными воском, причём, в качестве светильников сами люстры не использовались: для освещения служили металлические подсвечники, размещённые по краю диска, в которые вставлялись обычные свечи, позднее их заменили на электрические свечи. Все осветительные приборы Турецкой удалось сохранить.
С потолка свешивались шёлковые шнуры, завершающееся разноцветными кистями.
Турецкая комната Большого Екатерининского дворца, акварель, Ф. Штайнмюллер, ок. 1855 года. На акварели можно видеть, что восточное оружие было размещено даже в пространстве дюседепортов над панелями дверей залы.
Вдоль стен установлены мягкие двухчастные диваны (съёмная верхняя, обтянутая сукном с вышивкой шёлком и нижняя софа, обтянутая шерстяной тканью пёстрого рисунка) с десятком подушек, паркет покрыт бухарскими и турецким коврами, как минимум один из них был приобретён в германском Франкфурте.
На акварелях Э.Гау и Ф. Штайнмюллера мы видим помещение, стены которого затянуты закреплённым на деревянных рамах алым шёлком с малиновым отливом, персидскими коврами и турецкими кружевными и орнаментальными вышивками. Скан: собрание интернет-галереи Gallerix.ru (уменьшено от оригинала).
На этом великолепном торжественно-праздничном фоне размещено большое количество предметов восточного оружия, собранного в тринадцать симметрических композиций, т.е. "трофеев": Арсенал Царского Села к середине XIX века обладал огромной и чрезвычайно ценной коллекцией холодного и огнестрельного оружия, инкрустированного золотом и серебром, украшенного вставками из бирюзы и кораллов, часть которого, в т.ч. несколько афганских ружий перв. пол. XIX века поступила после революции в Эрмитаж, а 257 единиц хранения, остававшихся до 1941 в интерьеры Азиатской комнаты, удалось отправить в эвакуацию.
Кинжал, Грузия, первая пол. XIX в. Булатная сталь, серебро, кость, камни; канфарение, таушировка золотом, гравировка, чернение, золочение. Длина общая 39,3 Клинок: длина 27,6; ширина 3,8 Ножны: дерево, бархат, серебро, бронза, стекло; гравировка, чернение, золочение Длина 31,4; ширина 4,3. Поступление: нз исторической коллекции. Находился в Азиатской (Турецкой) комнате Зубовского корпуса Большого Царскосельского дворца. Из: Царское Село – любимец двух столетий. Каталог выставки./ Под ред. И.К. Ботт. СПб., 2004.
Кроме того на стенах были размещены персидские кольчужные доспехи, арабский сирийский костюм, полная экипировка египетского полководца Ибрагим-паши, выполненная в серебре албанскими мастерами, оружейные наборы и кованные кинжалы, куллохи (стальные шлемы), щиты, сабли, пульвары, охотничьи ножи и проч. предметы в т.ч. из региона С. Кавказа и Грузии.
Как и конская упряжь с отделкой из серебра и сердолика, которую хивинский хан прислал Николаю I, значительная часть этих вещей являлись дипломатическими подарками персидских шахов и бухарских эмиров.
В составе интерьера множество предметов из дерева (мёбель), фарфора и фаянса, как собственно, турецкий, так и стран Б. Востока и Персии, имитация в "восточном стиле" европейских порцеллиновых мануфактур, в т.ч. и императорского фарфорового завода в Петербурге.
Один из шести столиков в арабско-мавританском декоративном стиле (иногда именовались «стульями» или «табуретами»). Стамбул (?). До 1852, орех, кость, перламутр, мастика (имитация поделочных камней), бронза; литье, набор, инкрустация, золочение, роспись. 45,8 х 36,5 х 36,5 Поступление: из исторической коллекции. Инв. № ЕД- 251-V. Из: Царскосельская мебель и ее коронованные владельцы.
Ваза бронзовая, Париж, Франция, фабрика Ф. Барбедьена. Вторая половина XIX в. Бронза, эмаль; литье, чеканка, золочение 18,8x15,9x14,6 (ваза); 4,8 х 28,4 х 28,4 (подставка). На ножке вазы и по краю зеркала подставки подписи: F. Barbedienne. Поступление: из исторической коллекции. Находилась в Азиатской (Турецкой) комнате императора Александра II в Зубовском корпусе Большого Царскосельского дворца. Из: Царское Село – любимец двух столетий. Каталог выставки./ Под ред. И.К. Ботт. СПб., 2004.
Чашка с блюдцем, Мейсенская фарфоровая мануфактура, Саксония, Конец XVIII в. Фарфор; монохромная роспись, роспись золотом. 5,0x8,0 (чашка). 2.5 х 8,0 (блюдце) По тулову чашки и на зеркале блюдца арабская подпись: Шах Гирей хан (перевод А.А. Иванова). На основании предметов синее подглазурное клеймо в виде перекрещенных мечей и звездочки. Поступление: из антиквариата, 1988. Из: Царское Село – любимец двух столетий. Каталог выставки./ Под ред. И.К. Ботт. СПб., 2004.
Особый акцент экзотики мусульманского Востока придавал помещению мраморный фонтанчик на 30 струй и миниатюрный бассейн для слива воды в крымско-татарском стиле, устроенные в центральной части залы и инкрустированные поделочным камнем.
Двери Турецкой комнаты с изображением пятипалой хамсы/خمسة/"руки Фатимы" и текстов, выполненных арабицей и заключённых в декоративные рондо. Три породы дерева, лак, клеевая краска, гипс, мастика, бронза, золочение, Довоенный снимок (1930-ые годы). В исламе пять пальцев на "руке" этого древнего иудейского амулета традиционно трактуется как семейство пророка Мухаммеда: сам Пророк (да будет благословенно имя Его), Фатима Захра, и три Его Имама: Али, Хусейн и Хасан. Иудеи и поныне покрывают "руку Мариам" текстами, призванными охранить дом, например, «Биркат ха-Баит».
Вскоре после ухода из Царского фашистов, развалины императорской резиденции посетил Анатолий Кучумов, человек, которому в ближайшем будущем предстоит сыграть исключительную роль в деле восстановления из руин соседнего Павловска, в розыске и систематизации в 1940-70-ых годах многих тысяч единиц хранения, найденных и возвращённых им самим или при его участии во дворцы и музеи России, Украины, Белоруссии и республик Балтии.
Кучумов в длинном письме, повествующем о первых впечатлениях от развалин громадного дворца (27 апреля 1944 года), уделил Турецкой комнате несколько предложений: "В Турецкой на месте исчезнувшего камина изразцовая плита. Видимо, арийская кухня. Ниша окна превращена в тамбур - сделан выход в парк. Комната сильно закопчена. Штукатурка потолка рухнула. Украшения с дверей все сорваны. В Арсенальной к полуразрушенному камину пристроена еще плита. В потолке дыры, через которые торчат обгоревшие балки, ведь там ничего нет, всё сгорело..."
Дочь поэта Тютчева - Анна Фёдоровна, фрейлина при особе цесаревны Марии Александровны, записала в Дневнике (5 мая 1853): "Я рада, что мы здесь, в Царском Селе. <...> У нас весь день свободен для занятий и прогулок. По вечерам нас приглашают в покои великого князя, где сидит великая княгиня со своей работой. Великий князь читает вслух, после девяти мы пьем чай в живописной Турецкой комнате. После чая мы забавляемся тем, что магнетизируем столы и шляпы, а затем идем спать".
* Князь Василий (1787—1829), шурин поэта кн. Вяземского и брат знаменитого в аристократической среде генерал-майора Фёдора Гагарина по причине ранней лысоватости прозванного в свете «La tete de mort»/«Адамова голова», сам был личностью примечательной.
За недостатком места и чтобы не отвлекать от темы, скажу тут о кн. Василии, что этот потомок кн. Рюрика (в 27 колене), кавалергард и, позднее - лейб-драгун на Балканской войне участвовал в сражениях при Рущуке и Малой Слободзее (1810), но в следующем году по болезни вышел в отставку с производством в штабс-капитаны. Позднее жил за границей: в Италии и Париже, сотрудничая там под псевдонимами в журнале «Mercure du XIX-e Siecle». Оба брата не были женаты и с ними эта ветвь рода Гагариных пресеклась.
Мать его княгиня Прасковья Юрьевня (урожденная кнж. Трубецкая) 8 мая 1804 вместе с Александрой Турчаниновой первыми из русских женщин поднялись в небо на воздушном шаре француза Гарнерена.
Дед его Сергей Васильевич (1713-82), зять первого генерал-прокурора Ягужинского, по родне жены (её сестрой была знаменитая Анастасия Ягужинская , героиня "Гардемаринов") в молодые годы был замешан в "бабий заговор" Лопухиных (1741), и не без труда выпутался, а в годы зрелые управлял подмосковными имениями Екатерины II в Богородицкой и Бобриковской волостях, увлёкся садоводством, сумев привить любовь к занятиям на земле и детям, и внукам. При дворе над ним смеялись, но внуки его, особенно Григорий Иванович и сын последнего Григорий Григорьевич, выдающийся художник, прославили фамилию.
Написано и составлено с использованием материалов tsarselo.ru, Gallerix.ru, arch-heritage.livejournal.com, иллюстраций и описаний предметов из публикации: Царское Село – любимец двух столетий. Каталог выставки./ Под ред. И.К. Ботт. СПб., 2004 и сканов, рзмещённых в открытом доступе.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]