Героон Кинея В самом центре города, перед входом во дворец, в 40 м от северных пропилеи дворца в 1966 г. был открыт стоящий на небольшом теменосе героон — погребальный памятник — гробница Кинея, артиста — основателя города.
Героон первого строительного периода стоял на трехступенчатом стилобате. Это была типичная и наиболее практикуемая в античном мире постройка в виде небольшого храма в антах, обращенная своим двухколонным фасадом на юго-восток.
Для строительства сооружения использовался кирпич большого формата 43—44X43x10—12 м. Общая длина храма в антах 15,30 м, из которых 7,6 приходится на целлу, а 7,7 м - на пронаос. Следовало бы обратить внимание на такую совсем необычную особенность планировочного решения: пронаос (10,20 м) значительно шире целлы (7,55 м). Марш лестницы трехступенчатого стилобата 0,7 м. Пронаос был дистильным в антах. От колонн с деревянными стволами сохранились опоры в виде плоских прямоугольных плит (северная—38x50x25 и южная—42X52X26 см). В центре целлы ниже уровня пола был помещен саркофаг. Под последовательно настилаемыми полами целлы были найдены еще три погребальных сооружения (итого четыре: два каменных саркофага и два из обожженных кирпичей). Особенность этого сооружения, заслуживающая внимания, заключалась в том, что три из четырех саркофагов были помещены не в камеру, а закопаны непосредственно в землю. Единственный саркофаг Кинея был без погребенного, хотя и не был потревожен грабителями в отличие от трех остальных. Среди приношений, оставленных грабителями, был найден обычный для погребений греков сосудик для оливкового масла — алабастр, датированный концом IV—III в. до н. э. На алабастре нацарапано граффити — КINN. Тип погребального памятника с культовым помещением над могилами, открытый в многослойном герооне Аи Ханум, был широко распространен в эллинистический и римский периоды на восточных границах античного мира. Как справедливо заключает П. Бернар, он восходит к памятнику Нереид в Ксанфе, мавзолею в Галикарнассе, героону в Приане. Подобные сооружения, действительно, хорошо известны и характерны особенно для героонов— памятников обожествленным героям: герооны Белеви, Сараджига, Калидона, Феры, здание рядом с театром в Приене и др.
Подиум героона Кияея первого строительного периода справедливо вызывает у П. Бернара ассоциации малоазийские и восточносредиземноморские, а не персидские: это не столько гробница Кира в Пасаргадах, сколько героон Белеви, стоящий па ступенчатом основании. Датировка первого строительного периода последней третью IV в. до н. э. выделяет этот памятник как наиболее ранний из всех, открытых в Аи Хадум.
Второй строительный период героона Аи Ханум, датированный первой четвертью III в. до н. з., характеризуется сильной перестройкой, расширившей и увеличившей первоначальную постройку. Во втором строительном периоде памятник стоял уже без подия, присыпанного при создании большой (17,40X48,20 м) террасы, заполнение которой скрыло сырцовые кладки стилобата первого строительного период. Однако новые стены были возведены из кирпичей того же крупного стандарта: 43—44x43—44x12 см. Новый погребальный памятник был значительно крупнее: 10Х 16,55 м. Размеры внутренней целлы: длина 8,05 и ширина 7,05 м, а размеры пронаоса 5,55x7,0 м. Погребальная камера была сложена из кирпича 39X39X8.
Третий период героона, существенно не изменивший планировку здания второго периода, сохранился хуже. В нем зафиксирован кирпич малого стандарта (39—40 см в стороне). Этот период датирован около 200 г. до н. э. Идентификация сооружения была осуществлена на основании надписи, найденной в пронаосе четвертого строительного периода, который датируется I в. до и. э.
Анты(лат. antae) - выступы продольных стен здания, ограждающие вход. Наиболее часто встречаются в древнегреческих храмах, тип которых получил наименование «храм в антах»
© И. Р. Пичикян