Кибела (Κύ β ε λ ή) · богиня фригийского происхождения, близкая по своим функциям богине Рее и иногда отождествлявшаяся с ней. Носила также имена: Кивева, Диндимена, Идейская мать, Великая мать богов. Мифы о Кибеле связаны с историей юного Аттиса.
Богиня требует от своих служителей полного подчинения ей, забвения себя в безумном восторге и экстазе, когда жрецы Кибелы наносят друг другу кровавые раны или когда неофиты оскопляют себя во имя Кибелы, уходя из мира обыденной жизни и предавая себя в руки мрачной и страшной богини.
На золотой колеснице с зубчатой в виде башни короной на голове Кибела появлялась всегда в окружении безумствующих корибантов и куретов, диких львов и пантер. Она - владычица гор, лесов и зверей, регулирующая их неиссякаемое плодородие.
Культ Кибелы в Риме введен в 204 году до н.э. в конце второй Пунической войны, в период активной экспансии Рима на Восток. Он слился с чисто римскими представлениями о богине посевов и жатвы Опс. Празднества в честь Кибелы были наиболее пышными в эпоху империи, когда особое развитие получил религиозный синкретизм и Кибела стала почитаться как покровительница благосостояния городов и всего государства. Овидий в "Фастах" подробно рассказывает об учреждении Магалезийских игр в честь богини. Лукреций в поэме "О природе вещей" рисует картину шествия Идейской матери - защитницы городов, дарующей плоды земли.
Корибанты (Κο ρ υ β ά ν τ ε ζ) · спутники служители Великой матери богов Реи-Кибелы. Имя корибанты - негреческое, культ карибантов малоазийского происхождения, имеет экстатический характер. В Греции распространился не ранее VII в. до н.э. По одному из мифов (Apollod. I 3, 4), корибанты - дети Аполлона и музы Талии.
Куреты (Κο υ ρ ή ρ ε ζ) · демонические существа, составляющие вместе с корибантами окружение Великой матери богов Реи-Кибелы и младенца Зевса на Крите. Заглушали его плач ударами копий о щиты, тимпанами, экстатическими криками и плясками (Diod. V 70, 1; Strab. X 3, 7). Происхождение куретов неясно. Они дети земли Геи (Diod. V 65) или Афины и Гелиоса (Strab. X 3, 12). Согласно одной из версий мифа, они выходцы с Эвбеи, во Фригии воспитали младенца Диониса (X 3, 11 -12). Их часто отождествляли с кабирами, дактилями и тельхинами, празднества в честь куретов смешивались с самофракийскими и лемносскими (X 3, 20).
Куретам и корибантам посвящены орфические гимны (XXXVIII, XXXIX, XXXI). В период поздней античности куреты и корибанты составляли окружение Афины, которая даже именовалась вождем куретов (Procl. In Crat. 406 d.p. 112, 14 Pasquali). Куреты наставляли людей полезным занятиям: приручению животных, пчеловодству, постройке домов (Diod. V 65). Они наделены как культурными функциями (как дети Афины), так и функциями божеств плодородия, будучи хтонического происхождения (как дети Земли).
Смотрите так же научное описание диска, выполненое И. Р. Пичикяном (по книге "КУЛЬТУРА БАКТРИИ. Ахеменидский и эллинистический периоды", М. "Наука", ГИВЛ, 1991 стр. 256-259) http://afg-hist.ucoz.ru/publ/6-1-0-4
И.Н.Коровчинский Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова
Диск из Ай-Ханум и культы женских божеств позднеантичной Центральной Азии
Серебряный с позолотой диск был обнаружен французской экспедицией в греко-бактрийском полисе Ай-Ханум (совр. Афганистан) в 1969 г., в боковом помещении т.н. “храма с уступчатыми нишами”, посвященного, скорее всего, восточным божествам [3, p.124-125]. Данная находка, датируемая началом III в. до н.э. [3, p.103], представляет интерес благодаря выгравированному на ней изображению.
На диске представлена богиня в прическе, называемой в западной литературе lemon coiffure, с высоким, расширяющимся кверху убором (калафом) на голове, одетая в хитон с накинутым поверх него гиматием, стоящая на колеснице, запряженной двумя львами. Ее руки согнуты в локтях, правая указывает на груди, левая – на лоно, в правой руке также неясный округлый, суживающийся кверху предмет. Колесницей правит другое женское божество, крылатое, в одном хитоне. Позади колесницы идет мужской персонаж в высоком головном уборе и длиннополом одеянии, держащий над собой и над богиней в калафе зонт в форме полумесяца. Шествие движется по каменистой поверхности к ступенчатому алтарю, на котором стоит второй мужской персонаж, аналогичный первому, ставящий на вершину алтаря курильницу. В верхней части диска представлены бюст Гелиоса с лучами вокруг головы, полумесяц и 16-конечная звезда [3, pl.94-95, pl.XLI].
Все исследователи, писавшие о диске, интерпретировали крылатую возницу как Нику, а стоящую богиню с ее характерными атрибутами – калафом, тяжелым складчатым хитоном, колесницей и львами – как фригийскую Кибелу или сирийскую Атаргатис. При этом А.-П.Франфор, давший наиболее подробный анализ данного памятника, указывал на то, что скальная поверхность ассоциируется с эпитетом Кибелы “Горная Мать”, а одежда мужских персонажей характерна для жрецов Атаргатис [3, p.102-103]. Г.А.Пугаченкова в одной из своих статей кратко упоминает о сходстве стоящего божества с терракотовыми изображениями центральноазиатского женского божества или божеств эллинистического и кушанского периодов, которые поистине в огромном числе встречаются в соответствующих археологических слоях региона, что говорит об их популярности. Более подробно она пишет об этом сходстве применительно к терракотам Маргианы [2, p.125-126, там же список других ее работ на эту тему].
Мы, со своей стороны, прибавим к соображениям Франфора, что Атаргатис также считалась супругой бога Адада, обитающего на вершинах гор. Выводы Пугаченковой могут быть дополнены бактрийскими и согдийскими материалами; так, все терракотовые богини из этих стран, если не обнажены, то одеты в длиннополый хитон. Lemon coiffure, калаф или другой атрибут Кибелы и Атраргатис – corona muralis, а также положение рук богини на диске, подчеркивающее ее функции богини-матери, и наличие в руках различных предметов (как правило, колосьев, чаш и других символов плодородия и изобилия) можно найти на многих терракотах [5, c.52-56; 1, с. 108, 111 (1г), 114-115, 117-118, 153, 163, 167]. Одна матрица для изготовления терракот из Афрасиаба даже практически полностью, за исключением положения рук, повторяет изображение на диске [1, c.117-118]; в другой, напротив, удивительно схожи именно одежда и руки [1, c.107].
Письменные источники, включая наиболее важный – легенды на кушанских монетах, – не дают оснований полагать что Атаргатис или Кибела широко почитались в Центральной Азии эпохи поздней античности. Среди женских божеств на реверсах кушанских монет чаще всего изображались Ордохшо и Нанайя (Нана). Единственным характерным атрибутом первой является рог изобилия, которого нет ни на нашем диске, ни на подавляющем большинстве терракот. Зато среди атрибутов Нанайи есть лев, полумесяц (ср. зонт и целый ряд терракотовых изображений), в правой руке она нередко держит кубок [6, p.74, 83-84]. В раннесредневековой Согдиане она также часто изображалась сидящей на льве с солнцем и луной в руках (ср. светила на диске).
Вообще солнце, луна и 8-конечная звезда (удвоение числа лучей возможно), изображенные рядом, были в Месопотамии символом Иштар и Нанайи [3, p.99]. Последние две богини в III-II тыс. до н.э. практически отождествлялись. Лишь с I тыс. до н.э. Нанайя стала особой богиней, супругой Набу; эту божественную пару считали покровителями “царей Вавилона, царей стран”, кто бы ни носил этот титул. Достоверно известно, что в этом качестве ее чтили ассирийские, нововавилонские цари, Ахемениды и Селевкиды.
Весьма вероятно также, что Атаргатис считалась покровительницей царей Сирии. Об этом говорит то, что предводитель сицилийского восстания рабов Эвн, провозглашенный “царем Антиохом”, выдвинулся в лидеры благодаря тому, что он считался одержимым Атаргатис (Flor. II, 7, 4). Кроме того, Антиох IV, пытавшийся забрать имущество храма Нанайи в Элимаиде, поскольку, в качестве царя, хотел заключить с ней священный брак (II Macc. I, 13-16), по некоторым данным, ограбил также и храм Атаргатис в Гиераполисе Сирийском [4, p.192] – скорее всего, на том же основании. О постепенной контаминации образов Атаргатис и Нанайи говорит и то, что, по крайней мере, при Лукиане, а по данным ономастики – еще раньше, культ Набу (Аполлона) играл в Гиераполисе не меньшую роль, чем культ ее традиционного супруга Адада (Зевса) (Luc., Syr., 35-37)[4, p.41].
Мы предполагаем, что в эпоху Селевкидов, когда для этих царей одинаково было важно почитание “царских” божеств как Сирии (метрополии), так и Вавилонии (крупнейшей сатрапии), произошло сближение образов Атаргатис и Нанайи, а в восприятии жителей верхних сатрапий, где эти новые для них культы, несомненно, также пропагандировались, – даже слились воедино. В результате иконография и символика этих двух богинь смешались, но из двух имен сохранилось лишь одно. Поскольку терракотовые изображения того типа, о котором мы писали, появляются как раз с III в. до н.э., можно считать, что диск из Ай-Ханум является одним из ранних, наиболее четких свидетельств смешения этих культов.
1] Мешкерис В. А. Согдийская терракота. Душанбе, 1989. [2] Пугаченкова Г.А. О культах Бактрии в свете археологии. – ВДИ, 1974, №3. [3] Francfort H.-P. Le sanctuaire du temple à niches indentées. 2. Les trouvailles. – Fouilles d`Aï Khanoum, t. III. P., 1984. [4] Goossens G. Hiérapolis de Syrie. – Université de Louvain. Recueil des travaux d`histoire et de philologie. Ser.3, fasc.12. Louvain, 1943. [5] Pougatchenkova G.A. Les trésors de Dalverzine – Tépé. Léningrad, 1978. [6] Rosenfeld J. The Dynastic Art of Kushans. Berkeley – Los Angeles, 1967.