Тем из вас, кто читал заключительные тома громадного фантастического романа Джоан Роулинг про Харри Поттера или смотрел фильм
«Харри Поттер и Дары Смерти»/Harry Potter and the Deathly Hallows (2007), несомненно памятна сцена, в которой Ксенофилиус (вот ведь имячко) Лагвуд объясняет главному герою смысл знака, носимого им на груди:
Поясняя происхождение символа, сама Роулинг сослалась на то, что однажды, много лет до того, как она приступила к написанию своего романа, сидела она у телевизора и смотрела какую-то передачу о масонах и масонской символике. И в этот момент зазвонил телефон и ей сообщили о смерти её матери. Потрясение был столь велико, что виденные писательницей совмещения причудливых знаков-символов отпечатались в памяти и затем были использованы ею в качестве трёх магических предметов,трёх могущественных Даров Смерти, обладание которыми, согласно поверьям, дарует их владельцу власть над самой Смертью.
Бузинная палочка - самая могущественная на Земле, доставшаяся старшему из трёх братьев Павереллов (первых владельцев даров) —
Антиоху.
Воскрешающий камень (обозначенный в знаке кругом, в который вписаны два других знака), доставшийся среднему —
Кадму*.
И
Мантия Невидимости (обозначенная треугольником), владельцем которой сделался младший брат
Игнотус, дальний предок Поттеров по одной из женских линий их рода. Накинутая на плечи смертного, мантия позволяла ему избежать умирания и уйти истления, а все три дара, собранные вместе, даровали своему обладателю ласть над жизнью и смертью.
Подробно история появления в мире Трёх Даров Смерти описывается в самостоятельном произведении легенде о трёх братьях Певереллах из книги сказок барда Бидля, вставленной в текст романа (там его по сюжету читает друзьям Гермиона) и впоследствии изданной отдельной книгой-приложением к поттериане.
Вместе с тем, похожий и даже очень похожий знак стал известен в 70-ые годы минувшего века в результате раскопок, которые проводились в 1967—78 годах французской археологической экспедиций DAFA на городище Ай-Ханум, скрывающим в своей земле руины эллинистического полиса Александрия на Оксе, основание которого приписывается историками Александру Македонскому.
прорисовка штампа на строительном кирпиче из Ай-Хунума (Афганистан, пров. Тахор), происходящего из кладки одного из старейших по времени сооружения зданий города, публикация: (Бернард, 1973, с. 97), использовавшегося и в качестве рисунка штемпелей монетного двора города. По внушительному числу сохранившейся и выявленной монеты Ай-Ханум, нумизматы полагают, что этот город чеканил большие объёмы монеты, чем двор Бактры - государственной метрополии. По предположению Бернара этот знак (треугольник в круге) мог являться и символом самого города Александрия-на-Оксе.
Серебряный статер
Антиохос'а II Теос'а(261-246 гг. до н.э.), отчеканенный в Ай-Хануме, 18 мм, 8,47 г, аверс: голова голова Антиохоса II в венке-диадеме вправо, реверс: Аполлон, сидящий в повороте влево на омфалосе, держащий в правой руке стрелу наконечником вниз и с левой, положенной на поставленный на землю лук; монетный штемпель — Δ заключённый в круг, расположен выше колена божества. Скан:
CNG, 5 июля 2010
Можно говорить и о том, что этот знак, по всей вероятности, использовался и в качестве клейма местного монетного двора, эминтет которого известен по находкам, сделанным в самых разных уголках бывшей Македонской империи — от нынешнего Пенджаба - до Северного Египта и Сирийских пустынь
**.