В ЗАСТАВКЕ: Незавершённая скульптура - атлет, увенчанный венком, известняк, Ай-Ханум. Собрание Национального музея в Кабуле. фото ресурса
ackuimages.photoshelter.com.
Небольшая круглая каменная, близкая к стилю позднего классицизма, найденная при расчистке т.н. «
храма на реданах» (или
«храм с уступчатыми нишами»), изображает юного эфеба 18-20 лет, с лиственным венком, перевязанным длинными лентами.
О возрасте изображённого Пичикян змечает: "о юношеском возрасте говорят чуть припухшие груди, обобщённая, нерасчленённая моделировка живота". Атлетическая мускулатура эфеба, которая может свиетельствовать о ом, что он, возможно, занимался метанием диска, передана реалистически точно.
К сожалению, скульптура сохранилась с сильными утратами, но можно говорить о том, что руки фигуры, видимо, были опущены, правая, может быть прикасалась к бедру, т.к. сохранился крепёжный штырь, свидетельствующий в пользу этого предположения.
Отведённое назад левое плечо позволяет предположить, что в отбитой руке юноша держал копьё.
Лицо
атлета-палестрита* приподнято, взгляд устремлён прямо и вперёд, шея слегка изогнута, лоб обрамляют пряди короткой причёски, лишь частично отделанной резцом, хранящей следы грубой вырубки теслом, которые покрыты крупными листьями широкого венка.
П. Бернар относил данную скульптуру к школе
Лисиппа - придворного скульптора Александра Великого и видел в ней копию с не сохранившегося оригинала.
И.Р.Пичикян вслед за Бернаром соглашался, что греческие колонисты на Востоке придерживались традиционных вкусов далёкой родины, выражая эту приверженность следованию классическому стилю, создавая образы идеалього героя-гражданина и отмечая, что ваятель этой велколепной ай-ханумской скульптуры не старался добиться портретного сходства, если такая цель вообще им преследовалась.
Незавершённость работы над скульптурой (это заметно в отделке лица и тыльной стороны статуэтки) свидетельствует, что в столь отдалённом от метрополии регионе эллинистического мира жили мастера, способные выполнять сложные сульптурные работы, правда, фигурка эфеба из Ай-Ханума представляет собой исключительно редкий памятник такого рода.
________________________
* палестрит, воспитанник гимнастической школы в Древней Греции, палестры (
Παλαίστρα, первоначально - частная школа на острове Самос), где занимались мальчики с 12 до 16 лет, шире употребляется для обозначения помещений при гимнасии, где проводились обучение и тренировки. Программа обучения в палестре включала борьбу, бег, прыжки, метание копья и диска (так называемая система пятиборья), гимнастические упражнения, плавание, обучение манерам и походке.
Эфеб (ἔφηβος), "в древнегреческом обществе — юноша, достигший возраста, когда он обретал все права гражданина (16 лет, в Афинах — 18), становясь членом эфебии — общности молодых людей-граждан полиса. С этого времени молодой человек становился военнообязанным и привлекался к военной службе, которую проходил до 20 лет. Становясь эфебом, молодой гражданин подвергался
докимасии с целью проверки возможности наделения его всеми гражданскими правами, заносился в списки своего дема" (русск. ВИКИ).
фото ресурса
ackuimages.photoshelter.com Литература: И.Р.Пичикян, "КУЛЬТУРА БАКТРИИ. Ахеменидский и эллинистический периоды", М. "Наука", ГИВЛ, 1991 С.- 246-248.
Бернар П. Проблемы греческой колониальной истории и урбанизм эллинистического города Центральной Азии // Проблемы античной культуры. Москва: Наука, 1986. С. 249–258.
Catalogue of the National Museum of Afghanistan, 1931–1985 – ISBN 978-92-3-104030-6 – © UNESCO 2006
© ackuimages.photoshelter.com
© Paul Bernard (1929-2015), 1969, 1983, 1986
© И.Р.Пичикян (1940-97)/"Наука", ГИВЛ, 1991
© Страницы истории Афганистана