Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 04.07.2022, 23:47
Главная | Регистрация | Вход | RSS| Страницы истории Афганистана

Ай Ханум [50] BACTRIAN IDOLS [8] Клад Окса [24] Тахти Сангин [8]
Тепе Заргаран (Балх) [1] Термез [16] Тилля Тепе [50]

Главная » Фотоальбом » АРХЕОЛОГИЯ » Ай Ханум » ПАЛЕСТРИТ В ВЕНКЕ

ПАЛЕСТРИТ В ВЕНКЕ

незавершённая скульптура - атлет, увенчанный венком, известняк, Ай-Ханум. Собрание Национального музея в Кабуле. фото ресурса ackuimages.photoshelter.com
В реальном размере 303x750 / 116.3Kb
60 1 5.0

Добавлено 22.12.2021 baktria

Всего комментариев: 1
+1  
1 baktria   (22.12.2021 05:49) [Материал]
В ЗАСТАВКЕ: Незавершённая скульптура - атлет, увенчанный венком, известняк, Ай-Ханум. Собрание Национального музея в Кабуле. фото ресурса ackuimages.photoshelter.com.

Небольшая круглая каменная, близкая к стилю позднего классицизма, найденная при расчистке т.н. «храма на реданах» (или «храм с уступчатыми нишами»), изображает юного эфеба 18-20 лет, с лиственным венком, перевязанным длинными лентами.



О возрасте изображённого Пичикян змечает: "о юношеском возрасте говорят чуть припухшие груди, обобщённая, нерасчленённая моделировка живота". Атлетическая мускулатура эфеба, которая может свиетельствовать о ом, что он, возможно, занимался метанием диска, передана реалистически точно.

К сожалению, скульптура сохранилась с сильными утратами, но можно говорить о том, что руки фигуры, видимо, были опущены, правая, может быть прикасалась к бедру, т.к. сохранился крепёжный штырь, свидетельствующий в пользу этого предположения.

Отведённое назад левое плечо позволяет предположить, что в отбитой руке юноша держал копьё.

Лицо атлета-палестрита* приподнято, взгляд устремлён прямо и вперёд, шея слегка изогнута, лоб обрамляют пряди короткой причёски, лишь частично отделанной резцом, хранящей следы грубой вырубки теслом, которые покрыты крупными листьями широкого венка.

П. Бернар относил данную скульптуру к школе Лисиппа - придворного скульптора Александра Великого и видел в ней копию с не сохранившегося оригинала.

И.Р.Пичикян вслед за Бернаром соглашался, что греческие колонисты на Востоке придерживались традиционных вкусов далёкой родины, выражая эту приверженность следованию классическому стилю, создавая образы идеалього героя-гражданина и отмечая, что ваятель этой велколепной ай-ханумской скульптуры не старался добиться портретного сходства, если такая цель вообще им преследовалась.

Незавершённость работы над скульптурой (это заметно в отделке лица и тыльной стороны статуэтки) свидетельствует, что в столь отдалённом от метрополии регионе эллинистического мира жили мастера, способные выполнять сложные сульптурные работы, правда, фигурка эфеба из Ай-Ханума представляет собой исключительно редкий памятник такого рода.

________________________

* палестрит, воспитанник гимнастической школы в Древней Греции, палестры (Παλαίστρα, первоначально - частная школа на острове Самос), где занимались мальчики с 12 до 16 лет, шире употребляется для обозначения помещений при гимнасии, где проводились обучение и тренировки. Программа обучения в палестре включала борьбу, бег, прыжки, метание копья и диска (так называемая система пятиборья), гимнастические упражнения, плавание, обучение манерам и походке.

Эфеб (ἔφηβος), "в древнегреческом обществе — юноша, достигший возраста, когда он обретал все права гражданина (16 лет, в Афинах — 18), становясь членом эфебии — общности молодых людей-граждан полиса. С этого времени молодой человек становился военнообязанным и привлекался к военной службе, которую проходил до 20 лет. Становясь эфебом, молодой гражданин подвергался докимасии с целью проверки возможности наделения его всеми гражданскими правами, заносился в списки своего дема" (русск. ВИКИ).

фото ресурса ackuimages.photoshelter.com

Литература: И.Р.Пичикян, "КУЛЬТУРА БАКТРИИ. Ахеменидский и эллинистический периоды", М. "Наука", ГИВЛ, 1991 С.- 246-248.

Бернар П. Проблемы греческой колониальной истории и урбанизм эллинистического города Центральной Азии // Проблемы античной культуры. Москва: Наука, 1986. С. 249–258.

Catalogue of the National Museum of Afghanistan, 1931–1985 – ISBN 978-92-3-104030-6 – © UNESCO 2006

© ackuimages.photoshelter.com
© Paul Bernard (1929-2015), 1969, 1983, 1986
© И.Р.Пичикян (1940-97)/"Наука", ГИВЛ, 1991
© Страницы истории Афганистана

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]