АРХИТЕКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС ХАКИМИ ТЕРМИЗИ XI—XV вв.. Уже к IX столетию ислам закрепился повсеместно на территории Средней Азии как общегосударственная религия. Однако с этого же времени и далее, на протяжении веков, наряду с официальным толком мусульманства, поддерживавшимся авторитетом халифата, здесь существовали и развивались различные мистические направления как своеобразная оппозиция ортодоксальной догматике ислама. Проводниками их были подвижники — суфии, создатели различных суфийских сект и дервишских орденов. Одни призывали к отшельничеству и уходу от суетной житейской борьбы, другие — к философическим размышлениям как средству постижения божества, третьи — к мистическим радениям как форме духовного слияния с божественным началом, разлитым во всей природе. Влияние и авторитет видных суфиев среди широких масс были огромны, и потому в X—XII веках их поддержки искали в своей политической игре правители, завоеватели и знать. Причем нередко это был уже авторитет лишь освященных временем могил. Архитектурный комплекс Хакими Термизи, расположенный на городище Старого Термеза, неподалеку от Калы, слагался на протяжении веков у одной из таких могил. Здесь был захоронен видный термезский подвижник — суфий IX века, основатель суфийского ордена «хакими» Абу-Абдаллах-Мухаммед бини-Али бини-Хусейн ал-Хакими Термизи.
В народе его еще недавно именовали Термез-ата — «Отец Термеза» и чтили как духовного покровителя города; прозвище же Хакими Термизи, вошедшее уже в средневековую восточную литературу и запечатленное в надписи, сделанной на его мраморном намогильнике, означает «термезский мудрец». Он таковым и был.
Биографические сведения об Абу-Абдаллах-Мухаммеде Хакими Термизи очень скудны. По преданию, он происходил из бедной семьи, десятилетним мальчиком, собирая в степи топливо, получил откровение и знания от явившегося ему чудесного старца, с годами приобрел все возраставшую славу, но обитал по-прежнему в бедной хижине своих родителей. Уже в преклонных годах он был обезглавлен вторгшимися в город врагами. Год рождения Хакими Термизи неизвестен, исторические источники дают две даты его кончины — 255 год хиджры, или 869 год, и 285 год хиджры, или 898 год, — из них последняя более вероятна. По-видимому, какие-то штрихи биографии Хакими Термизи запечатлены в одном из его изречений: «Я не сочинил ни одной буквы по [заранее принятому] намерению, но когда для меня наступало бедственное, предопределенное [судьбою] время, я находил утешение в своих сочинениях». Видимо, «бедственное время» не раз настигало термезского мудреца, написавшего до тридцати разнообразных и богатых по своему содержанию сочинений мистико-философского характера, в числе которых — первый историко-биографический труд о суфизме и суфиях.
Остатки каких-то строений из сырца и из мелкоформатного раннесредневекового кирпича, обнаруженные при раскопках архитектурного комплекса под полами, позволяют предположить, что Хакими Термизи проживал здесь же, в небольшой обители — ханаке, служившей местом его общения с учениками-мюридами и собеседований с посетителями, а также приютом для странствующих суфиев. По обычаю, при ханаке же он и был захоронен.
Со временем над погребением шейха был возведен небольшой мавзолей. Он представляет собой квадратное в плане центрическое сооружение — чартак, с куполом, основанным на четырех просторных арках и простейших консольно-ячеистых угловых парусах. Четыре арки конструктивно сосредоточивали усилия в массивах углов; три из них были забраны кирпичной кладкой, четвертая, северная, оставлена открытой. Вход в него расположен с юга.
Хаким ат-Термези был религиозным лидером, выдающимся теоретиком исламского мистицизма, известным ученым и был основателем ордера дервишей, автором ряда религиозно-философских работ. «Хакими» считается основателем и шейхом суфийского ордена «Хакими» – «ордена мудрецов» и остался в истории как выдающийся мухаддис, мудрец.
Ат-Термези родился в 824 году в небольшом сурхандарьинском кишлаке Бус близ Термеза. Надо отметить, что в IX веке Термез, наряду с Бухарой и Самаркандом, был крупнейшим центром науки и культуры исламского Востока. По преданию, в десятилетнем возрасте он получил откровение от явившегося ему чудесного старца, который благословил его на изучение и толкование Корана, а также жизни, поступков и высказываний пророка Мухаммеда. Это мистическое явление оказало большое влияние на формирование философских взглядов юного ат-Термези.
В молодости он совершил хадж в Мекку, а затем на долгие годы остался жить в Аравии, где стал учеником и соратником великого знатока хадисов аль-Бухари. Там он критически переосмыслил множество толкований Корана и хадисов и создал стройную и последовательную систему взглядов на сущность веры в Аллаха и ее первого носителя – Пророка. Они были изложены в богословских трудах «Трактат о различиях и толкованиях в хадисах», «Книга о благочестии», «Книга об именах и прозваниях». Перу ат-Термези принадлежит более тридцати книг, но наибольшую известность ему принесло сочинение под названием «Большое собрание». Еще при жизни ученого оно было переведено с арабского на персидский и староузбекский языки. В нем в яркой литературной форме были изложены 408 хадисов о личной жизни, привычках, вкусах, характере и даже внешности Мухаммеда
Сочинения ат-Термези с рассуждениями о смысле мусульманских обрядов, о различных категориях мистиков, проповеди «любви к познанию Бога» и его замечательный историко-биографический труд о суфизме и суфиях и сегодня представляют огромный интерес не только с исторической точки зрения, но и как философские труды.
На склоне лет ат-Термези вернулся в родной Термез и поселился на окраине города, рядом с остатками древнего буддийского храма. Место это издавна считалось освященным молитвами. Местные жители и сегодня находят здесь каменные базы и фрагменты деталей колонн, жженые кирпичи и керамику времен Кушанского царства. В IX веке на руинах храма было возведено из сырцового кирпича четырехкупольное здание ханаки – суфийской обители. До наших дней сохранилась часть старой ханаки – обширный двор, окруженный толстыми сырцовыми стенами и полуподвальная худжра – келья суфия. По преданию, она служила шейху ат-Термези и жильем, и молельней, здесь же он общался с учениками-мюридами. Тогда же он получил прозвище Хаким ат-Термези – «мудрец из Термеза».
Когда в 892 году он скончался, то был погребен во дворе ханаки. В XI веке над могилой имама возвели мавзолей, а рядом пристроили чилляхан. Мавзолей был построен из обожженного кирпича, состоял из одной комнаты, портала и купола, лежащего на четырех крепких арках. Вход в Мавзолей был с южной стороны. В конце XI в. внутренняя часть мавзолея была богато украшена резным ганчем.
Первоначально усыпальница представляла собой небольшое купольное сооружение с простым, даже аскетическим убранством, лишь ее купол был украшен резным ганчем. Эти древние орнаменты сохранились до нашего времени. На торце надгробия ат-Термези высечена эпитафия: «Во имя того, кому восхваление. Этот маркад шейха, имама, ученого, святого Абу Абдуллаха Мухаммада бини Али Хакима Термези, да помилует его Аллах. Он был великим из великих сайидов, владел высоким красноречием, написал знаменитые сочинения и составил замечательные изречения. Он был другом Абу Абдаллаха Бухари, автора сборника «Сахих». Среди шейхов он изучил законы лучше, чем законоведы ханафийские. Скончался, да спасет его Аллах, в году 255 пророческой хиджры».
В 1389-1390гг. (согласно надписи на портале) был построен новый небольшой мавзолей. Он располагался на восточной стороне и прилегал к древней гробнице. В конце XIV века, когда край вошел в состав империи Амира Темура, у фасада мавзолея возводится новая усыпальница, а над могилой святого было сооружено величественное надгробие-сагана из белого мрамора, настоящий шедевр орнаментального камнерезного искусства В начале XV в., во время правления Халила Султана, внука Амира Темура (1405-1409) возле мавзолея была построена ханака – приют для странников, дервишей с обширным залом для суфийских мистических радений.
В 1990 году по решению ЮНЕСКО отмечалось 1000-летие Хакима ат-Термези. Он считается духовным покровителем города Термеза. Святой образ жизни имама, его духовные качества и философские воззрения были примером для подражания современников и стали образцом подвижничества и веры для потомков, а мавзолей Хакима ат-Термези давно превратился в место паломничества мусульман всего мира. ИСТОЧНИК
В ДРУГОМ ИСТОЧНИКЕ.Аль-Хаким Ат-Термезий Выдающиеся личности в истории древнего Мавераннахра
Народы Средней Азии способствовали всемирному научному и культурному прогрессу. В течение столетий тысячи великих ученых прибыли из Средней Азии.
Один из них - Абу Абдалла Мохаммед бин Башир аль-Хаким ат-Термезий, который жил в IX-X вв. и был рожден в 810г. в Термезе. С самого детства Термезий стремился к учёбе, он был способным студентом. До 25 лет он учился в различных местах Мавероунахра. Наряду с естествознанием он охотно изучал религиозные науки. Изучив все, что было доступно на его родной земле, он пошел в Багдад, чтобы расширить свои знания.
Багдад тогда был центром наук и просвещения. Много выдающихся ученых того времени жили и работали в Багдаде. Позже Термезий переехал в Басру. Он оставался там 3-4 года и затем сделал хадж в Мекку. После хаджа он возвратился в Термез, где он работал как преподаватель и ученый. В возрасте около 27-30 лет Ат-Термезий направил свое внимание к cуфизму, после того, как он прочитал книгу известного cуфиста аль-Интикомия. Книга, призывающая отвергнуть материальное благосостояние, глубоко впечатлила Ат-Термезия. Это заставило его начать жизнь отшельника и удалиться от мирских дел. С тех пор он встречался только со своими студентами и учеными товарищами, провел много времени за чтением.
Преподаватель Ат-Термезия шейх Ахмад ибн Хизрваи играл большую роль в его формировании, как великого cуфиста. Ат-Термезий установил отношения с cуфистами Багдада и Египта. Он сделал выдающийся вклад в продвижении cуфизма в Средней Азии.
Согласно шейху Абдулфатто Бакаре, Ат-Термезий произвел более, чем 400 ценных научных и религиозных работ, только 57 из них теперь доступны. Содержание этих уникальных работ доказывает, что Ат-Термезий был великий философ и историк, эксперт в мусульманском законодательстве, астрологии, математике и лингвистике своей эпохи.
Ат-Термезий был великим ученым и прогрессивно думающим человеком. Он был очень эрудирован, наука была его главным интересом. Его называли "самым мудрым из мудрых". В течение всей его жизни он работал для пользы людей, и вот почему люди обращались к нему "Термез-ата (отец)". До сегодняшнего дня местные жители почитают Ат-Термезия, как основателя их города.
Согласно книге египетского шейха Абдулфатто Бараки о работах Ат-Термезия, он прожил долгую жизнь и умер в возрасте 115 лет в Термезе в 932г
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]