[прдолжение описания изображения t-001]
В интерьере усыпальницы Хакими Термизи под многочисленными штукатурками при расчистке был обнаружен частично сохранившийся богатый резной штук. В надписи, включенной в орнаментику, содержатся титулы и имя правителя Абул-Му-заффар Ахмеда Тига-Тигина, по распоряжению которого и был выполнен архитектурный декор. Его личность отождествляется с караханидом Ахмед-Хызром, правителем Мавераннахра с 1081 по 1095 год; этот интервал определяет и датировку декоративного оформления.
Резной штук всплошную покрывает стены, арки и купол мавзолея. Глубокая, сочная резьба выполнена в двух планах. На стенах ее мотивом служат входящие друг в друга трилистники— картуши; архивольты арок и стены на уровне пят единой лентой обегает надпись, начертанная гибкими буквами надписи геометризованного куфи; купол разбит крупными и малыми орнаментальными кругами, причем в большие круги еще вписан сложный геометрический узор — гирих.
Фоновое заполнение всех главных элементов архитектурной и орнаментальной разбивки составляют стилизованно-растительные узоры — то в форме причудливых сплетений и завитков, то в виде спиралек и запятых.
Смежно с мавзолеем, с северной стороны расположена небольшая поминальная мечеть. Отсюда через открытую арку была видна могила Хакима Термизи (ter-002); но вместе с тем она была и недоступна, так как разница уровней полов мавзолея и мечети достигала полутора метров. Мечеть имела вид трехкупольной галереи или как бы айвана, обращенного тремя открытыми арками в небольшой огороженный дворик, вымощенный «в елку» кирпичом, поставленным на ребро. В центра западной стены мечети, продолжающей стену мавзолея, находился михраб. Сохранилась лишь его нижняя часть с угловыми колонками и огибавшей нишу надписью. Михраб был облицован жженым кирпичом, уложенным парами; из кирпичей выложены и буквы куфического письма.
На устоях и стенах айвана при расчистке поздних штукату-рок были обнаружены остатки резного штука несколько иного характера, чем в мавзолее. В орнаментации панели здесь преобладают сложные звездчатые гирихи, над панелью — вереница переплетающихся арочек, тимпаны которых украшают стилизованно-растительные узоры, на плоскостях стен — резанные по ганчу имитации узорных кирпичных кладок. Декоративные мотивы и техника их выполнения чрезвычайно близки к оформлению дворца термезских правителей первой половины XII века. Этим временем и определяется декор поминальной мечети у мавзолея Хакими Термизи.
Последующее расширение ансамбля приходится уже на конец XIII века, когда Термез оправился от последствий монгольского погрома, а культ Хакими Термизи как духовного покровителя города набирал свою силу. С восточной стороны усыпальницы возводится еще один небольшой квадратный мавзолей с интерьером стройных пропорций; купол его покоится на трехлопастных парусах. Рядом появляются какие-то подсобные помещения, на стенках которых сохранились фрагменты надписей, выполненные крупными буквами вычурного лигатурного письма.
В начале XV века, в недолгий период правления внука Тимура Халил-Султана(1405—1409), в северо-восточной части ансамбля возводится монументальная х а н а к а. Иная эпоха — иное архитектурное воплощение. Тимуридская ханака — это уже не скромное общежитие дервишей, но обширный и высокий зал для мистических радений. Он квадратный в плане, имеет глубокие арки на осях. Просторный купол основан на характерном для термезской архитектуры, хотя и несколько архаичном для данной эпохи, восьмиграннике арок и угловых парусов, выложенных кирпичом «в елку». Северный и южный фасады ханаки выделены высокими сводчатыми порталами. Это здание, с простыми и сильными формами, просторно внутри и монументально снаружи. Декора нет, его, скорее всего, не успели нанести. После устранения от власти Халил-Султана его соперник Шахрух — большой ортодокс мусульманской религии, по-видимому, прекратил работы у могилы термезского суфия-вольнодумца.
© Галина Анатольевна Пугаченкова. 1976