Крюгер был любимым художником брата Александра, сменившего его на престоле Николая Павловича, заказавшего этот портрет мастеру специально для Военной галереи Эрмитажа. Крюгер Александра не застал и писал его, сверяясь с прижизненными портретами и гравюрами.
Конь (светло-серой в яблоках) написан в масть наполеонова подарка, и эта условность стала выражением не только памяти об историческом животном, но и далеко не безупречного и всегда патриотического художественного вкуса русскаго царя: галерею украшают три конных портрета (помимо Александра ещё Фридрих-Вильгельм III Прусский и Франц I Австро-Венгерский на фоне своих столиц) на гнедых жеребцах, в контраст им было принято решение писать "натуральную" масть «Селим'а», а вместо вида российской столицы дать французский пейзаж с угадывающимся на горизонте городом Парижем.
Э. П. Гау. «Галерея 1812 года». Бумага, акварель. 43,9 Х 31 см. Эрмитаж. В противоположном зрителю торце галереи виден портрет Александра I работы Крюгера.
______________________
* Случилось это радостное событие 12 июня 1807 года после схождения с плота, собранного посередине Немана, на котором произошла встреча императоров.
Эклипс по французски означает "затмение", "Господин Александр" переименовал его в бабушкином "восточном" вкусе в «Селим'а» (
Sеlim) и, растроганный ценным подарком (Александр обожал и ценил лошадей) лично повесил на шею "корсиканскому супостату" орденскую цепь Андрея Первозванного.
Не того, что теперь вешают на Матвиенку, Гранина, Шойгу, Михалкова или Зыкину. Нет, цепь на шее Наполеона была цепью Императорского ещё ордена, учреждённого Великим Петром, который не мог был вручён литераторам, эстрадным певицам, учёным (даже самым выдающимся), не говоря уже о брежневских пионервожатых и работниках провинциальных обкомов КПСС. Впрочем, до 1917 года ни обкомов КПСС, ни пионервожатых ещё не существовало
и даже не предполагалось их появление. А Наполеон хоть и был выскочка и парвеню, но всё же ещё и главой государства и выдающимся полководцем, не пел с эстрады и не изъяснялся с трибуны в любви к дорогому Леониду Ильичу, т.е. обладал необходимым для соблюдения статутов ордена Святаго Андрея минимумом.
Свидание двух императоров в Тильзите 12 июня 1807 года, Франция, (размер листа: 30 Х 39,5 см), гравюра на меди, бумага ручного литья, вержированная, багет, паспарту, стекло.
13 июня после прогулок под ручку по берегу Немана, долгих, пылких и проникновенных бесед о приверженности делу всеобщего мира, парадов и шумных торжеств был подписан мир, оказавшийся, как и мир 1939 года, более чем недолговечным.
От мира этого Россия вовсе ничего не выиграла, все преференции шли Наполеону и отчасти Пруссии, а Россия не только отовсюду выводила войска, но ещё и взваливала на свои плечи обязательства быть посредницей между Францией и Англией и присоединялась к континентальной блокаде, что для страны-поставщицы ресурсов означало только одни убытки. Наполеон никак не мог взять в толк такой непрактичности.
** Император изображен в общегенеральском мундире, с лентой ордена св. Андрея Первозванного, знаками ордена Подвязки (Англия) и Меча (Швеция), объединенными звездой ордена св. Андрея Первозванного, знаком ордена св. Георгия 4-й степени, медалью "В память Отечественной войны" (Россия) и знаками ряд др. иностранных орденов.
По теме:
О ЖЕРЕБЦАХ НАПОЛЕОНАl (это интересно, не пожалейте времени, почитайте), Лошади Императора (Les chevaux de Napoleon, 2014/
impereur.blogspot.com.
О
KAREZ-E MIR на нашем сайте.