В ЗАСТАВКЕ: Золотая печать-кулон (нашивка) с изображением Афины и её именем, написанным в зеркальной проекции. Тилля-Тепе, Афганистан. Национальный Музей, Кабул.
В.И. Сарианиди Храм и некрополь Тиллятепе.// М.: 1989. 240 с. ISBN 5-02-009438-2//Глава вторая. Некрополь Тиллятепе.
Особого интереса заслуживает литое золотое овальное изделие с четырьмя петельками с тыльной стороны для крепления на месте (
рис. 29, 3). На лицевой плоской части имеется углублённое изображение стоящей женской фигуры во фронтальной позе, с головой, повёрнутой в про- (
79/80)-филь. Голова её с еле намеченным лицом увенчана шлемом с короткими полями. Торс с большими чашевидными грудями облачён в лёгкую короткую тупику, перехваченную под грудью поясом и заканчивающуюся прямыми расходящимися складками по линии бёдер. Ниже пышной юбкой спускаются более длинные одеяния с мягкими изгибающимися складками, под которыми угадываются очертания ног. Из-под подола видны носки обуви. Одна рука скрыта под круглым тяжёлым щитом, орнаментированным рельефными украшениями в виде кольца выпуклых кружков с розеткой в центре; другая, с браслетами на предплечье и запястье, вытянута вперёд и сжата в кулак. Через руку перекинут плащ, который плавными складчатыми дугами достигает колеи и, переходя на другое плечо, развевающимися концами спускается вниз из-под щита. Наискось через всю фигуру, уходя под щит, изображено древко копья, наконечник которого скрыт под щитом, как на одной античной гемме. Впереди в поле имеется надпись «Афина», начертанная зеркально. Последнее обстоятельство показывает, что рисунок на нашивке скопирован с перстня-печатки, где надпись была вполне оправдана, но значение которого уже было забыто, так как вряд ли нашивка могла использоваться как печатка. Геммы в золотых оправах в виде подвесок в греко-римском мире носили на запястье и у пояса, и ещё Аристофан высмеивал модников, говоря, что «эти франты завитые, в перстеньках и ониксах, как брелоками, украшали себя геммами».
ПУБЛИКАЦИЯ ©В. И. САРИАНИДИ, 1989