В ЗАСТАВКЕ: Николай Николаевич Каразин [1842-1908], Басмачи, бумага, тушь, 23х32 см. 1882, частное собрание (vellum.ru).
«... Счастье зависит от нас самих потому, что для счастья надо только уметь других делать счастливыми. Кто это может, тот и сам будет настолько силён снести все удары судьбы, а значит, и счастлив». Н. Н. Каразин.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О АВТОРЕ:
Николай Николаевичъ КАРАЗИНЪ [9. 12. 1842, Ново-Борисоглебская слобода Богодуховского у-да Харьковской губ. - 6/19. 12. 1908*, Гатчина], русский художник-баталист, пейзажист и анималист, живописец и график, книжный иллюстратор, создатель первых отечественных художественных открыток (1896), литератор, участник Среднеазиатских походов (1867-70), Сербско-турецкой и Русско-турецкой войны 1877—78 гг. (в двух последних в качестве военного корреспондента-иллюстратора «Новое время» и «Всемирная илюстрация»). Однин из учредителей Общества русских акварелистов (1887). Почетный вольный общник ИАХ (1885). Действительный член Академии Художеств (1907, по предложению А. И. Куинджи "за известность на художественном поприще").
Вас. Назар. КАРАЗИН (дед художника), акварель перв. четв. XIX в.
Происходил из болгарского рода Караджи (был его последним представителем в мужском колене), приходился прапраправнуком архиепископу Софийскому Григорию Караджи, переселившемуся в Россию в 1713 году, сын которого Александр (ум. в июле 1753) вступил в русскую воинскую службу при Петре Великом. Прадед Иван Иванович Голиков (1735-1801), историк, автор «Деяний Петра Великого». Дед: Василий Назарович Каразин (1773-1842), основатель Харьковского университета (1805), один из инициаторов-учредителей Министерства народного просвещения Российской империи (1802), бабка: Александра Вас. Каразина (1783 — 24. 05. 1861), урожд. Мухина, удочерённая (?) Бланкеннагель/Blankennagel, переводчица Лафонтена. Отец: Ник. Вас. (1816-1874), штаб-ротмистр (1842), владелец имения Анашкино Звенигородского уезда (ныне Одинцовский р-н Москв. обл), где прошло детство художника.
Ответ: Воспитанник 2-го Московск. кадетского корпуса (1862, выпущен подпоручиком в Казанский ЕИВ эрцгерцога Австрийского Леопольда драгунский полк). В составе своего полка участвовал в усмирении Польского мятежа 1863—64; за отличие в делах близ Порицка и у Волчьего поста был награждён орденом св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость». Поручиком (? очень маловероятно) при отставке (1865). Вольнослушатель ИАХ в СПб (класс Б. П. Виллевальде 1865-67, позднее стажировался в париже у гравёров Густава Дорэ и Ф. Жило). Для участие в походе в Туркестан вернулся в службу (1867 в 5-ом Туркестанском линейном батальоне): командуя ротой, отличился в боях при аулах Ухум и Хаят, при штурме Чапан-атинских высот под Самаркандом, под Ургутом и при Кара-Тюбе (орд. Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом, чин штабс-капитана и денежная награда).
Особое усердие "проявил в бою на Зерабулакских высотах (2 июня), где, во главе своего полубатальона, по приказу генерала А. К. Абрамова, повёл наступление и стремительными атаками задержал главные силы бухарцев. В этом упорном и трудном бою Каразину пришлось участвовать в рукопашной схватке, во время которой ударом приклада у него была сломана сабля. Когда, по окончании боя, генерал К. П. Кауфман увидел у Каразина в руке только один эфес от сабли, то сказал ему: «Вы испортили свое оружие; хорошо, я пришлю вам другое». На следующий день Каразин получил золотое оружие с надписью «за храбрость»" (источник?). Был близко знаком и дружен с генералами Скобелевым, Столетовым (руководителем афганск. экспедииции 1878), Черняевым, художником В. В. Верещагиным, астрономом и топографом полк. Н. Я. Ростовцевцевым, ботаником профессором Н. В. Сорокиным, репортёром американской газеты МакГахапом.
Переведён в 4-й Туркестанский линейный батальон (1870), вышел в отставку по ранению с чином капитана и мундиром (1870) для занятий живописью. Первые его рисунки, воспроизведенные в политипажах, были помещены во «Всемирной Иллюстрации» за 1871. Получил широкую известность и признание в качестве рисовальщика - работами акварелью, карандашом и пером. Публиковался в иллюстрированных журналах «Нива» (более 30 лет), «Беседа», «Illustrated London News», «Дело»: "В России едва ли найдется иллюстрированный журнал, который не пользовался бы когда-либо художественными услугами Николая Николаевича Каразина. Для него нет такой темы, которой не мог бы трактовать в рисунке", "Число нарисованных им картинок, эскизов и виньеток огромно. Они свидетельствуют о несомненной талантливости художника, который, однако, слаб по части рисунка и гонится больше всего за бойкостью техники и эффектностью композиции в ущерб правде и серьезности содержания. Всего лучше удается ему пейзажный элемент, хотя и он бывает по большей части преувеличенно эффектен. То же самое должно сказать и о многочисленных акварелях, вышедших из-под кисти К." (Энц. Словарь Брокгауза и Ефрона, 1899).
* в ряде источников и интернет-публикациях последних лет встречается не правильная дата 19. 12. 1908/1. 01. 1909.
В 1885-1886 совершил длительное путешествие в Индию; позднее отправился в Египет, посетил Германию, Италию и Швейцарию.
Сопровождал наследника Николая Александровича в его поездке на Восток, в изданном по итогам вояжа иллюстрированном трёхтомном альбоме кн. Э. Э. Ухтомскаго “Путешествие на Восток его Императорского Высочества наследника цесаревича в 1890—1891 гг.” более 400 работ Каразина (1893, Лейпциг, переиздание М., Евразия+, 2007). Альбомы его рисунков и живописи были так же изданы в Берлине (1890).
«Павшая в степи лошдь», карандаш, акварель и гуашь, повышенный с белым, на бумаге, 25,4 х 44,4 см, 1900, частное собрание, США.
Участвовал в экспедициях по исследованию бассейна Амударьи Императорского Русского географического общества (1874-75, 1877), Самарской (1879) экспедиции. Избран членом Императорского Русского географического общества (ИРГО, 1879). В 1880 г. в Париже и Лондоне были организованы выставки этнографических рисунков и акварелей с видами Амударьи, Ср-Азиатской и Самарской экспедиций, удостоенные золотой медали и почетных дипломов Парижского и Лондонского географических обществ.
В апреле 1885 был командирован в Туркестан для написания эскизов к картинам, посвящённым Хивинскому и Бухарскому походам: «Взятие Ташкента», «Вступление русских войск в Самарканд 8 июня 1868 г.» (1888, ГРМ),«Взятие Махрама», «Хивинский поход 1873 года. Переход Туркестанского отряда через мёртвые пески к колодцам Адам-Крылган» (1888, ГРМ), «Первое появление русских войск на Аму-Дарье. Переправа Туркестанского отряда у Шейх-арыка», «Зерабулак», «Текинская экспедиция 1881 года. Штурм Геок-Тепе» (ГРМ). Картины этого цикла представлялись на академических выставках 1887, 1888 и 1891 и были приобретены для Зимнего дворца. В эти же годы написаны многие работы в т. ч. «Варвара Лепко и её семья» (1879). Ряд работ выполнены в технике кисти по деревянной доске.
Автор 239 рисунков в тексте, 52 отдельных картин и гравюр на дереве и 14-ти схем, а также очерк «Нижнее течение реки Сыр-Дарьи» для 10 тома (посвященном Средней Азии) 11-ти томного издания «Живописная Россия. Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении» (1887, изд. М. О. Вольфа).
проект московского метро, холст, масло. 1902
Иллюстрировал и оформлял издания произведений Жюля Верна («Ченслер», изд. 1875 и 1876); Г. Лонгфелло («Гайавата», 1890); Н. В. Гоголя, Д. В. Григоровича(«Гуттаперчевый мальчик»), Ф. М. Достоевского (первый иллюстратор писателя, 1893), Н. А. Некрасова, А. С. Пушкина ("Гринев встречает на Волге плот с виселицею", "Нива", 1880, №44), Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, В. П. Авенариуса, кн. В. В. Львова, В. О. Попова («Дети», 1881, 90 рисунков), детским сказкам, собранным А. Н. Афанасьевым, А. В. Елисеева, О. Т. Сергиевский, В. И. Немировича-Данченко, Л. А. Чарской и мн. др.
Преподавал в Рисовальной школе ОПХ (1882–1883).
Произведения хранятся в более чем пятидесяти музееях быв. СССР (ГРМ, ГТГ, ВИМАиВС, областных художественных музеях) и дальнего зарубежья, в частных собраниях во Франции, США, Великобритании, Японии, Праге и др. местах.
Автор многочисленных романов и повестей из солдатского быта и среднеазиатской жизни, рассказов, военных корреспонденций ет четера: «На далеких окраинах», «Дунай в огне», «Погоня за наживой», «Двуногий волк» (автобиографический роман), «В камышах», «Тигрица» (1882) «Из Оренбурга в Ташкент» (1886), «В низовьях Аму» (1875); «Ак Томак. Очерки нравов Центр. Азии» (нем. пер. И. Куртца: "Deut. Rundschau", 1875 и др. "В них много места уделено и военным событиям из эпохи завоевания Туркестанского края (например, в романе «Наль»). Один из крупнейших романов Каразина — «В пороховом дыму» — посвящен войне за освобождение Сербии". ПСС вышло в изд. П. П. Сойкина (1904-05, 25 тт).
Автор цикла сказок и рассказов для детей, помещённых впоследствии в полном собрании сочинений под общим заглавием «Сказки деда бородатого». Одной из лучших в нем была сказка «С верховьев Волги на истоки Нила» (1890), написанная в форме воспоминаний старого журавля о первом перелёте со стаей на зимовку в Африку (напечатана за 17-ть лет до знаменитой сказки Лагерлёф о путешествии Нильса с дикими гусями). Сборник «Мои сказки» (1895), посвящён старшей внучке художника Магде Фракман.
Был одним из первых авторов, который не только описал, но и зарисовал землетрясение (28. 05. 1887).
Участник Первого всероссийского съезда художников (1894). В качестве почётного гостя присутствовал на торжественном открытии Закаспийской железной дороги (15. 05. 1898), проехав по ней уже в качестве пассажира 1943 версты из конца в конец по горячим безводным и безлюдным пескам. Альбом из 20 листов большого формата, объединивший цикл рисунков из истории этого строительства, был издан в Париже фирмой Буаесона.
Последние годы страдал заболеванием сердца. В летние месяцы жил в Царском селе (в собственном деревянном доме), в Лахтинском разливе*, в Лигово, по рекомендациям врачей переселился в Гатчину (весна 1907), жил в доме на Багговутской ул. где и умер.
Тело погребено с отданием воинских почестей на Никольском кладбище Свято-Троицкой лавры в СПб. (голгофа розового гранита с крестом, вблизи Свято-Исидорвоской ц-ви и могил генералов Кондратенко и Линевича), могила и памятник по проекту Е. С. Павлова и А. М. Эйзена сохранились (со значит. утратами: бронзовый барельеф Н. Н. Каразина, палитра, перо и бронзовый автограф, по состоянию на осень 2009 года). В настоящее время в Википедии добавлено фото надгробия художника (уточнение 5. 3. 2016).
Вдова: Мария Викторовна (ум. в апр. 1922), единственная дочь Мария (в замужестве Барыкова 1. 01. 1875 — 1. 03. 1922, от туберкулёза и голода, Петроград) и др. родственники художника подверглись гонениям в постреволюционные годы. Внучки художника - Магдалина (Магда) Фёдоровна в замуж. Фракман/Magdalene Frakman (1894— ?) эмигрировала в Англию с отцом ещё до 1917, Тамара Фёдоровна (1901, Петербург - 1988, Киров), в период блокады Ленинграда эвакуирована в Вятку (нояб. 1941), где и умерла. Детей не имела.
Литературная энциклопедия (изд. Коммунистической академии, 1931) о нём: "К. изображал купцов, предпринимателей, аферистов, к-рые бросились в Среднеазиатские владения в погоне за легкой наживой. Жестокая борьба этих рыцарей первоначального накопления друг с другом на почве конкуренции — обычная тема его произведений. К. менее всего интересуется угнетенными и бесправными «инородцами». Среди русских писателей прошлого он — один из немногих — является ярким представителем колониального романа. У К. заметно пристрастие к кричащим эффектам и мелодраматической фабуле" (В. Б.).
Сочинения: Каразин Н.Н. – «Погоня за наживой». Роман, повести, рассказы. – СПб.: Лениздат, 1993. – 587 с.; ил.
О нём: Венгеров С. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых. Т. 2 / С. Венгеров. — Изд. 2-е, дол. и перераб. - Петроград, 1910.—С. 584; Галерея русских писателей. - М.: Изд. С. Скирмунта Типо-литогр. И. Н. Кушнарева и К0,1901.— 441 с.; Коровиченко П. А. Николай Николаевич Каразин/П. А. Коровиченко// Военная энциклопедия.- СПб., 1913.— I 12.-С. 375-376; Русские писатели, 1800 - 1917 : Биогр. словарь. Т. 2, -М. :БЛЭ, 1992.-С. 468-469; Ташкентский романист-обличитель [Текст] // Неделя. Спб., 1874. С.430-437; Быков П. Н.Н. Каразин [Текст] // Звезда. Спб., 1901. № 50. С. 5-7; Суворова Л. В. Путешествие по Финляндии в иллюстрациях Альберта Эдельфельта и Николая Каразина // Хлевов А.А., Шредер Т.А. (отв. ред.). Скандинавские чтения 2002 года. Материалы Четвёртых чтений. СПб., 2003, с.448 – 453; Каразин Н.Н. // Романов Г.Б., Муратов А.М. Живопись русского салона. 1850 – 1917 гг. Энциклопедия. СПб., Золотой Век, Санкт-Петербург Оркестр, 2004, с.276; Родионова Т.Ф. – «Гатчина: страницы истории». – СПб.: ИД Герда, 2001. – С. 140-142; Пантелеев А. – «Запевала» русской художественной иллюстрации». – Гатчинская правда. – 1977. – 16 нояб. – с. 4., Семитрашова И. – «Академик живописи, писатель, воин». – Чудеса и приключения. – 1993. – №9-10. – с. 62-63; Шумков В. Жизнь, труды и странствования Николая Каразина, писателя, художника, путешественника//Звезда Востока, 1975. № 6 С.- 209; Шумков В. – «Николай Каразин – художник, писатель, путешественник». – Юный художник. – 1990. – №1. – с. 29-33; Т.Н. Ильина (авт.-сост.). Николай Каразин. Воин, писатель, живописец. Произведения Н.Н. Каразина в собрании Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. СПб., ВИМАИВиВС, 500 экз., 2010; Арипова Л. П. Преодолеем стену забвения : [О Каразине Николае Николаевиче]/ Л. П. Арипова.— М. ; Фонд «Народная память», 2005,— 152 с.; Н М Березюк - Достойные рода своего. К К 200-летию Харьковского университета, Х. 2005 vuzlib.com.ua
* в 1905 году семьях Каразина снимала на лето дачу в Разливе, тяжёлые душевные переживания художника, связанные с кровавым подавлением кронштадского и свеаборского мятежей отразились в одном из писем дочери Марии к : "... Бедный папка оч[ень] тяжело переживает эти печальные дни, крушение всего того, что он привык чтить с колыбели, крушение старого отживающего режима, который судорожно уцепляется, чтобы как-нибудь уцепляться..." (Письмо М. Н. Каразиной В. У. Сипягиной-Лилиенфельд, б/г, архив Устюженского музея).
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]