В ЗАСТАВКЕ: Обложка Религии Центральной Азии и Азербайджана. Том IV. Христианство. – Самарканд: МИЦАИ, 2018. –296 с.
Руководитель проекта: Д.А. Воякин,Научные редакторы: Б. Аманбаева, Ф. Асадов, К. Байпаков, Р. Назаров, Ш. Пидаев; Ответственный за выпуск: А. Искандерова.
Авторский коллектив:
К.М. Байпаков, Г.А. Терновая(Казахстан)
В.А. Кольченко(Кыргызстан)
А.А. Грицина(Узбекистан)
М.Дж. Халилов, Н.А. Алышов(Азербайджан)
Христианский символ - бронзовая подвеска в виде фигурки рыбы. Бронзовое литьё, высота – 4,3 см, ширина - 1 см., конец X-XI вв. Самаркандская область. Бронзовая подвеска в виде фигурки рыбы. Голова отделена от туловища кольцом. Сверху и сбоку имеется две петли для подвешивания. Поверхность украшена кружками и другими фигурами, призванными обозначать чешую. Спереди и сбоку фигурки имеются ушки для подвешивания.
Ίχθύς Раннехристианская надпись, античные развалины Эфеса (ныне Турция, близ Измира), фото:
Mufunyo, 27.9.2007 (
wikimedia.org).
По-гречески «рыба» - «ихтис», что является аббревиатурой греческой фразы «Иисус Христос Божий Сын Спаситель»/Ἰησοῦς Χριστός, Θεοῦ Υἱός, Σωτήρ (ΙΧΘΥΣ), ставшей своеобразной монограммой Спасителя. Кроме того, в силу своего обитания в воде, рыба понималась и как символ крещения в Новую Жизнь и апостольской проповеди: многие из
первых были рыбаками и образ улавливателя душ так же всегда стоял перед глазами ранних христиан. Наконец, рыба - это и символ евхаристии, в т.ч. и евангельских трапез, например, Тайной Вечери. Предполагается, что впервые зашифрованное в виде акронима имя Христа и сопутствующее ему изображение рыбы появляются в римских катакомбах во II веке, а век спустя
Тертуллиан уже говорит о понимании этой символики христианским сообществом: Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus, мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде*, а его современник
Климент Александрийский рекомендует христианам гравировать свои печати изображением рыбы - в эпоху гонений она служила для них и отличительным знаком. Латинский перевод акронима «ихтис»: 'Iesus Christus, Dei Filius, Salvator'.
Изображение двух голубей на чаше. X-XI вв. Ещё один характерный и наиболее часто используемый символ Триединого - Святого Духа, третьей ипостаси Троицы. Также — символ мира между христианами, правды и невинности.
Подвеска в виде креста вписанного в круг. Все три скана: Фото на стр. 132 (Фото 13, 14 и 15).
Нательный Крест с трилепестковым завершением боковых ветвей, Городище Кува. Наиболее достоверным археологическим свидетельством о следах христианства в Фергане является цельный серебряный нательный крест–пожалуй, самый распространенный из христианских символов, существующих в средневековье и современном мире.
Крест найден в шахристане городища Кува во время раскопок жилого домаX-XI веков [Раимкулов А.А., Иванов Г.П. Нательный крест с городища Кува// История материальной культуры Узбекистана. Вып. 31. Самарканд, 2000. С. 160-161].
Кува (в средневековье–Куба) в период раннего средневековья–крупнейший город Ферганы, резиденция наследника престола. По данным археологических раскопок, к началу арабского нашествия общая толщина городских стен достигала не менее 12-14 м. Как отмечалось выше, в это время в Мавераннахре наблюдается всплеск активности христианства. Не случайно арабские географы именно в это время упоминают несколько святынь этого течения. Фото на стр. 154-55 (Рис. 33).
ССЫЛКА на скачивание книги в формате
PDF (14,4 МБ) достаточно длинна для копирования, однако документ можно легко найти по любой поисковой системе и скачать оттуда по автоматической ссылке.
* цитата по WIKI: Успенский Л. Богословие иконы Православной Церкви. Издательство Западно-Европейского Экзархата. Московский Патриархат, 1989 г. С. 40—41.
© Д.А. Воякин, А.А. Грицина, МИЦАИ, 2018
© wikipedia.org
© baktria, 2019