В ЗАСТАВКЕ: Фрагмент (или только съёмное навершие ?) йада, серебро, Афганистан, I-II вв. н.э. 1/2 х 1/2 х 1/4 дюйма. (3,81 х 1,27 х 0,64 см); Музей искусств Лос-Анджелеса (LACMA, Los Angeles County Museum of Art), Отдел искусства Южной и Юго-Восточной Азии, инв. № M.91.353.2. Дар Эндрю Хэйл и Кейт Фитц Гиббона (Andrew Hale и Kate Fitz Gibbon).
Навершие этого яда украшено обвившейся вокруг "запястья" змеёй.
Священные свитки Торы [סֵפֶר תּוֹרָה, Се́ фер-Тора, «Книга Закона»] нельзя читать наизусть, а при чтении - прикасаться руками к тексту. Для того, чтобы глаза чтеца не слишком уставали, в руку ему вкладывается указка, с наконечником, который нередко изображается в виде кисти руки с вытянутым указательным перстом — яд (יד йад, буквально «рука»). Материал для изготовления яда нигде строго не регламентирован. В разные времена и в разных традициях указки эти изготовлялись из дерева, кости (предпочтительнее из оливкового дерева, происходящего из Святой земли и покрытого слоновой костью), но чаще - из серебра, иногда инкрустированного золотом.
После того, как в 76 году римские легионеры разграбили, сожгли и разрушили второй Иерусалимский храм, законы ритуальной чистоты и нечистоты иудейской диаспорой в полном объёме не соблюдались, однако Талмуд содержит прежнее установление не дотрагиваться до свитка: «Тот, кто держит Свиток Торы нагим, будет сожжен нагим», Шаб. 14а. Первое упоминание йада в литературе встречается при описании разрушения города Бейтар в дни памятного евреям восстания против римского владычества, совершённое под водительством Бар-Кохбы (132-136 гг).
Один из древнейших йадов, найденных на Пиренейском полуострове, раскопками 1996 года в Пласенсии (Plasencia), Испания, при публикации указано, что яд datado entre los siglos XIII y XIV, дерево, латунь, слоновая кость, следы гравировки с изображением узоров ("en los que se observan motivos decorativos incisos"). Фото:
Dorieo, 4.2. 2011.
Йады - один из наиболее желанных объектов для коллекционеров предметов иудаики.
Литература: Julius H. Schoeps, Neues Lexikon des Judentums. Gütersloher Verlagshaus, München 2000, ISBN 3-579-02305-5.