В ЗАСТАВКЕ: Д.А.Налбандян «Маршал Советского Союза» - Л.И.Брежнев, холст, масло, 1982
Начиная с 1976 года все официальные изображения Брежнева, в первую очередь портреты, ориентируются на парадно-официальные фото Леонида Ильича, сделанные проверенными мастерами кремлёвского пула - Балтерманцем, Мусаэляном и др. Фотографии последнего периода жизни генсека, предназначенные для публикации в СМИ, проходят обязательную процедуру ретуширования, после которой разваливающийся старик выглядел на них как огурчик. Впрочем, качество полиграфической базы к началу 1980ых дошло уже до такого состояния, что Брежнева в слепой печати групповых фотографий членов Политбюро (как правило - по случаю очередного награждения) уже почти что нельзя было отличить от Пельше или Тихонова.
Старинный советский и тоже проверенный кадр, народный художник СССР (1969) Дмитрий Аркадьевич Налбандян (1906-93), писавший ещё Сталина и молодого Мао Цзе-дуна, со второй половины 70ых становится едва ли не личным художником Брежнева, с той только разницей, что писал он генсека преимущественно по фотографиям, хотя изредка допускался и до тела.
За неполное десятилетие живописец наштамповал два десятка пафосных, бездушных и попросту скучных полотен: «Портрет Л. И. Брежнева» (1970), «Л. И. Брежнев на Малой земле»/«На переднем крае» (1975, ГРМ), «Портрет Л. И. Брежнева» (1976), «Портрет Л. И. Брежнева» (1978), «Портрет Л. И. Брежнева» (1979), «Портрет Л. И. Брежнева» (1970ые), «Портрет Л. И. Брежнева» (1980), «Портрет Л. И. Брежнева» (1982) и т.д. налбандяновское творчество любил публиковать главред журнала «Огонёк» А.Сафронов.
Иногда Налбандян в духе требований времени так старался омолодить своего героя, что престарелый Ильич II оказывался у него совсем не похожим на себя. Но на такие мелочи уже никто не обращал внимания.
У центре, может быть, не Налбандян, а А-р. Колесников. Ильича не часто изображали в мундире, хотя ему самому нравилось появляться в золотом шитье и у погонах - мундир позволял вывесить все награды иконостасом, а к наградам Брежнев питал известную слабость.
Многие его портреты Брежнева перерисованы с фотографий и почти всегда хуже оригинала: абстракто-фотографические отражения безнадежно состарившейся, беззубой идеологии, настырно лезущей в любое окно и дверь и которую даже не прогоняют, так как уже привыкли, как привыкают к обоям на стенах.
«В.И. Ленин и И.В. Сталин за разработкой плана ГОЭЛРО», 1948
Ленин типо одобряет Сталинский план ГОЭРЛО. Удивительно ли, что при таком тонком понимании момента, Д.А. успел до отбытия т. Сталина в Мавзолей т. Ленина отхватить сразу две Сталинские премии (1946, 1951) и стать член-корром (1947) и академиком АХ СССР (1953)?
Но хотя награды партии и правительства и раньше не обходили Дмитрия Аркадьевича, с 1976 года они посыпались на него дождём: 1976 - Герой Соцтруда, Золотая звезда и орден Ленина, 1978 - премия АХ СССР, 1980 - премия МО СХ СССР, 1982 - Ленинская премия (за серию картин, посвящённых В. И. Ленину)...
«Созидание во имя мира. XXVI съезд партии», Это же просто праздник какой-то. В пространство холста впихнуты не только все члены и недочлены Политбюро ЦК КПСС, но и вожди ленинских партий по всему третьему миру - от тт. Хоннекера, Ле Зуана и Живкова до Луиса Корвалана и Бабрака Кармаля (он у Налбандяна у чёрных пиночетовских очках - на заднем плане). Очень толково устроенный сайт, между прочим: на странице (по ссылке выше) можно не только поглядеть эту дивную картину, за которую сорок лет назад давали Ленинские премии, но и в некоторых случаях, нажав на соответствующие значки, прослушать фрагменты речей, сказанных запечатлёнными на холсте господами на их никому и тогда уже не нужном съезде.
Кого Дмитрий Аркадьевич за 60летнюю карьеру политического портретиста только не писал: дебютного Кирова (1934, 1935, 1936), Ворошилова и Буденного, букеты сирени в хрустале и ромашки в лугах, Хрущева и Живкова, Тито и Мао, Индиру Ганди (множество портретов) и Мариэтту Шагинян, гладиолусы и левкои, итальянских и греческих рыбаков и рабочих, генерала Ярузельского, обдумывающего как бы ему победить "Солидарность" и тенистые долины у подошвы Арарата, Дзержинского, похожего на Троцкого и Репина портретирующего в Пенатах Максима Горького.
Заканчивал он уже Горбачёвым - по собственному признанию художника, срисовывая Гэ с экрана телевизора, так как сеансов ему в те времена "очищения ленинизма" и прочих светочей и прожекторов Перестройки уже не назначали. И это при том, что именно в "лениниану" Налбандян вложился, как мало кто. Я её тут иллюстрировать не буду, есть в ней работы почти блистательные и более чем конъюктурные и даже бездарные.
«Торжественный прием в Кремле 24 мая 1945 года»
«Выступление С.М.Кирова на XVII съезде партии» (1935)
«Сталин, Киров и Ворошилов на Беломорканале», 1936.
На полотне был изображен так же т. Г.Г. Ягода, но после его ареста художник изменил композицию картины, смелыми мазками кисти сузив канал (!) и установив на месте, где прежде стоял т. Генрих Григорьевич Ягода, плетёное кресло.
Портрет Н.С. Хрущева. Х-ст, масло, 1961, ГТГ (?)
Д. Налбандян. Портрет Н. Хрущева. 1964-1993 гг. Выставлялся на продажу наследниками, предварительная оценка: 2 300 000 - 4 000 000 руб.
Про эту картину есть забавное свидетельство, вполне характеризующее как живописца, так и некоторых его современников: "1964 год, Хрущев уехал в Пицунду, и его сняли с поста. И уже это было неактуально, поэтому работа оказалась на антресоли. Через какое-то время они встречаются, он показывает ему дописанный портрет. Леонид Степанович <Шишкин, московский галерист - baktria> замечает, что у Хрущева немыслимо много звезд героя, я даже зацитирую. "Это же Хрущев, а не Брежнев, – обратил он внимание на лишние звезды. Дмитрий Аркадьевич махнул рукой: "Пусть так и будет", – говорит Анастасия Шишкина (tvkultura.ru).
На самом деле, никакой ошибки здесь нет: Налбандян был слишком придворным художником, чтобы ошибаться в таких "деталях". У Хруща к 1964 году были четыре звезды: три Героя Соц. Труда 1954, 1957, 1961 и Героя Сов. Союза (1964). Пятая (сверху) звезда - это только что полученная в 1964 году Золотая звезда Героя НРБ.
Намечался портрет в подарок тов. Тодору Живкову - организатору первых концлагерей в Болгарии конца 40ых годов (как титовские в соседней СФРЮ, диких по зверству, между прочим) и одному из немногих сталинских ставленников и подручных, дотянувших на гос. постах до тов. Гэ, едва не пересидевшего и этого персонажа. Понятно, что уже в октябре 1964 Живков такого подарка не принял бы. Усилия мастера пропали втуне. А холст отправился на антресоли.
«Наш путь к коммунизму», 1981-82
«Горький у Репина в Пенатах», мне особенно близка эта работа мастера, несмотря на то, что и она так же написана по мотивам фотографий, но всё же ко времени написания картины, ни Горького, ни Репина уже не было в живых.
«Ромашки», б/д.
Хотя аляповатость и схематичность старческой кисти Налбандяна мне никогда не нравились, но должен признать, что он был мастером пленэра и, в особенности, натюрморта, жаль только, что ему не пришла в голову идея создать поджанр политического натюрморта.
ПАРА ССЫЛОК ПО ТЕМЕ:
Страница выставки работ художника в галерее Л. ШишкинаТУТ на shishkin-gallery.ru, 2007
Галина Зайкина, РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ ВЫСТАВКИ, с небольшой галереей и дивной фотографией Н. радостно и, вместе, подобострастно, ручкающегося с Хрущёвым.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]