В ЗАСТАВКЕ: Небольшая декорированная чаша для питья (по типу جامتاس/"Джам-тас") северо-зап. Афганистан (Герат?), 1930-е–1940-е годы, серебро, частичное золочение, резьба, гравировка, чернение. Диаметр: 9 см
Небольшая чаша, используемая евреями Афганистана и Персии в качестве сосуда для питья во время торжеств, религиозных праздников и пр. рритуальных действий. Внутренняя поверхность чаши декорирована рисунками и надписями. В центре (и внизу) внутренней поверхности находится выпуклая позолоченная звезда Давида с выгравированными посередине еврейскими инициалами "Мем-Далет" ["Маген Давид"/"Звезда Давида"]. Вызолочены так же четыре шестилепестковые розетки, расположенные по внутренней поверхности чаши, венчающие пять поясов наполненных декоративной резьбой.
Шестиконечник на дне тулова чаши обрамляет полоса из восьми иллюстраций в рамках: изображены рыбы, водоплавающие птицы, важно вышагивающий павлин, самка оленя, сосуды для питья на столе, вазы с букетами цветов, а также пара стереотипных изображений Западной стены Иерусалимского храма и, за ней, зданий и деревьев Храмовой горы - два парные, расположенные справа и слева от зрителя однотипные изображения сопровождаются надписями на иврите: הכותל и המערבי ("Западная стена").
В срединной части чаши по кругу в ленте-пояске расположена дарственная надпись так же на иврите: "За жизнь в радости Иерусалима, сувенир [с] любовью в честь нашего учителя и раввина [?] Акаджан'у Йакабофф Бассал'у от Акаджана Палтиева"*.
Описание подобных предметов ритуального быта центрально-азиатских иудейских общин см. в публикации Зоара Хонегби и Браха Янива: Zohar Hanegbi and Bracha Yaniv, Afghanistan: The Synagogue and the Jewish Home, The Center for Jewish Art (CJA), Hebrew University of Jerusalem, Jerusalem, 1991, nos. 72-74.
Близкий по типажу и декоративной композиции джам-тас из Центра еврейского искусства в Израиле (фото 1988 года) см.
ЗДЕСЬ _________________________________
* Заглянул в свой ономастикон и в часто выручающий меня словарь замечательного таджикского филолога и историка-этнолога
Алима Гафурова. Среди евреев Афганистана, Восточного Хорасана и Бухары слегка русифицрованные номены یعفوبوف/"Йакабофф" (от др.евр. "идущий следом") и باسال/"Бассал" являются распространенными фамилиями в Новое время, а "Акаджан" ("господин" или "хозяин") - обычным для позднего фарси заимствованным тюркским титулом свободного и состоятельного клиента. Фамилия Палтиев (Палтієв), так же весьма распространена в центрально-азиатском регионе, в Казахстане и республиках быв. Ср. Азии.