Теперь о том, чем флюорит прославился в Новое время.
Стив С. Митчелл в своём очерке "Плавиковая кислота", опубликованном в коллективном труде с мрачноватым названием "Молекулы смерти", упоминает о том, что в 1670 году нюрнбергский стекольный мастер
Г. Шваннхардт заметил, что при обработке плавикового шпата сильной кислотой, он получил смесь, которая позволила ему вытравливать стекло ("it is generally accepted that a glass-cutter,
Heinrich Schwannhardt of Nuremberg, had noticed that by treating fluorspar with strong acid he was able to etch glass with the resultant mixtur.", Molecules of Death, S.C. Mitchell, Hydrofluoric Acid, р.119).
Нюрнбергский мастер открыл этот процесс вполне случайно, плеснув в каменную чашку, выточенную из большого куска флюорита, немного серной кислоты, после чего кислота взбурлила пузырьками, а с её поверхности начал выделяться почти незаметный глазу, но ощутимый носом газ. Шваннхардт был сообразительный малый и начал применять этот химический процесс для производства декоративных изделий из стекла, и вскоре получил широкую известность, как среди товарищей по своему искусству, так и у покупателей.
Шваннхардт предположил так же, что хитроумные венецианцы добавляют флюорит в их стекломассы, чтобы получить эффект полупрозрачного (слегка матового) стекла, считавшегося особенным шиком и дорого ценившимся по всей Европе.
Своим невольным химическим открытием добрый Генрих и не думал входить в историю, он как и всякий добропорядочный германский мастер стремился разработать приёмы для улучшения товарного вида декоративных изделий из стекла, но именно изобретения плавиковой кислоты он и остался в истории науки и в памяти людей.
Вскоре процесс взяли в свои руки учёные. Знаменитый и памятный нам по школьной программе
Ампер предположил, что, скорее всего, плавиковая кислота – это соединение водорода и неизвестного на тот момент элемента. Это предположение на долгие годы озадачило химиков, которые пытались выделить этот неизвестный элемент в свободном виде. Сегодня мы знаем, что этим элементом является фтор, выделить который в чистом виде крайне затруднительно.
Ныне наш сегодняшний минерал используют в металлургии в качестве флюса, для формирования легкоплавких шлаков. В керамическом производстве фдюорит применяется для изготовления эмалей и глазурей, бесцветные разновидности кристаллов флюорита нашли применение в оптике для изготовления линз (впервые ещё во времена Гёте), а в химической промышленности из флюорита получают фтор, искусственный криолит для электрохимического производства алюминия и ряд фтористых соединений.
Ныне этот минерал в ювелирной промышленности используют чаще для изготовления недорогих вставок в изделия из серебра, реже - как мозаичный и резьбовой материал. Флюорит ценный выставочный материал - большие и разнообразно окрашенные кристаллы этого камня являются украшениями многих геологических музеев и частных коллекций по всему миру.
Изделия из флюорита следует оберегать от механических повреждений, снимать во время занятий спортом или перед выполнением хозяйственных работ. Хранить его лучше отдельно от более твердых самоцветов, имеет смысл положить украшения с флюоритом в мягкие холщовые или бархатные мешочки.
При чистке ювелирных изделий и бижутерии из флюорита не стоит использовать щётку. Обычно для очистки изделия его моют в слабом мыльном растворе и насухо вытирают хлопчатобумажной тряпочкой.
Кроме того, так как камень обычно оправляется в серебро, а серебро нередко чистят в кислотной среде, делать это с украшениями с флюоритом ни в коем случае нельзя. Иначе вы рискуете остаться лишь с ярко блестящим металлическим каркасом.
©ebay.de (фото заставки)
©uvelirobzor.com (фото)
©baktria/СИА, 2016