В ЗАСТАВКЕ: Голова донаты (знатной и богатой жертвовательницы) буддистского храмового комплекса. Искусство Гандхары, серый сланец, I-II вв. н.э. , пограничье Афганистана и Пакистана, Музей Гиме, Париж. Фото (Sony DSC-W190):
François Vigier/Франсуа Вижье, 2010
Голова каменной скульптуры первых веков нашей эры, происходящая из приграничных районов современных Афганистана и Пакистана, изображает, во-видимому, щедрую дарительницу храмового комплекса и представляет собой прекрасный образец гандхарского искусства.
В холёных, ухоженных чертах лица молодой женщины, почти девушки, подчёркнуты приметы индивидуальности , что и заставляет предположить что мы имеем дело с изображением конкретного человека. Коротковатый нос, острый подбородок слегка выступающий вперёд. Длинные брови тщательно выщипаны и подстрижены. Удлинённые миндалевидные глаза и тонкие губы, сложженны в условную полу-улыбку, уши, изображённые как предписывает канон, так же чрезмерно удлинёнными, что может так же являются намеком на аристократическое происхождение, а мочки оттянуты вниз массивными серьгами в виде распустившихся цветочных бутонов.
Волосы сложно уложенной причёски выпущены на лоб коротко подстриженными острыми прядями, а по сторонам головы собраны массивными ободами-парюрами, украшенными драгоценными камнями , один из которых увенчан перевёрнутым бутоном лотоса - священного для буддистов цветка. По правой стороне головы из парюры выпущен перевязанный в основании локон расчёсанных и подогнанных внутрь прямых волос.
©François Vigier, 2010
©flickr.com, 7.1.2011
©baktria, 2017