В ЗАСТАВКЕ: Голова статуи бодхисаттвы, VI в. н.э., терракота, следы полихромной росписи, красные гранаты-альманины, Хадда, Афганистан.
Примерно в середине V века обширное пространство многонациональной Гандхары было завоёвано в ходе волн вторжения
эфталитов, и их продвижения на север Индостана знаменовало собой завершение эпохи раннего буддизма, хотя доминирующее влияние этой религии сохранялось на территории нынешних Афганистана, Пакистана и Южной Средней Азии ещё на протяжении нескольких веков.
Соблюдались вчерне стилистика и традиции буддистской иконографии прежних веков. Представляемая голова статуи бодхисаттвы (просветлённого учением последователя Будды, готового взять на себя грехи мира) являет собой пример монументалистики завершающего периода доисламского будддизма, со всем ещё сохраняющимся от греко-эллинизма стремлением к натуралистичности, характерной для гандхарского искусства.
Тем не менее, вставные гранатовые глаза и сложная прическа, увенчанная массивной ушнишей, являются элементами, которые не встречаются собственно в Гандхаре, а скорее являются выражением "местного" вкуса, сохранившего свои черты вплоть до VIII столетия, прихода ислама и воинов Пророка, разрушивших и уничтоживших языческие капища и обративших местное население в истинную веру.
Утраченная
тилака/бинди («Третий глаз Будды»), возможно, была выполнена из прозрачного минерала - топаза или горного хрусталя.
Текст не мой (фрагмент перевода англоязычной статьи Gandhara на
metmuseum.org/Heilbrunn Timeline of Art History).
© Heilbrunn Timeline of Art History/metmuseum.org
© Страницы истории Афганистана/afg-hist.ucoz.ru.